№ 4а-1488/2019
постановление
г. Иркутск 23 октября 2019 г.
Заместитель председателя Иркутского областного суда Черткова С.А., рассмотрев жалобу защитника Хренникова В.Д. на постановление заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Кашкарева А.В. от 22 мая 2018 г., решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 26 марта 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 17 июня 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Токмаков В.А.,
Установил:
Постановлением № 404/251 заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Кашкарева А.В. от 22 мая 2018 г. Токмаков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Решением судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 26 марта 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 17 июня 2019 г., постановление должностного лица Росреестра оставлено без изменения, жалобы защитника Черкашина А.А.– без удовлетворения.
В поданной в Иркутский областной суд жалобе защитник Хренников В.Д., не соглашаясь с постановлением должностного лица Росреестра, решением судьи районного суда и решением судьи Иркутского областного суда, просит об отмене указанных актов и прекращении производства по делу.
Проверив с учётом требований частей 1 и 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Токмакова В.А. должностным лицом Росреестра, судьёй районного суда и судьёй Иркутского областного суда выполнены.
Частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешённым использованием.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населённого пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населённого пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в связи с поступившим в Управление Росреестра Иркутской области обращением гражданина об использовании земельного участка не по целевому назначению должностными лицами Управления проведено административное обследование объекта земельных отношений, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, кадастровый номер 38:06:030106:74.
Установленные по результатам проведения административного обследования объекта земельных отношений обстоятельства послужили основанием для проведения в отношении Токмакова В.А. внеплановой документарной проверки.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, кадастровый номер 38:06:030106:74, поставлен на государственный кадастровый учёт 29 октября 2004 г., относится к категории земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства, границы земельного участка с кадастровым номером 38:06:030106:74 установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, площадь уточнена и составляет 2331 кв. м. Указанный земельный участок с кадастровым номером 38:06:030106:74 принадлежит на праве общей долевой собственности – по 1/2 доли каждому – Токмакову В.А. (запись государственной регистрации права собственности от 10 сентября 2013 г. № 38-38-01/149/2013-803) и Токмаковой О.В. (запись государственной регистрации права собственности от 10 сентября 2013 г. № 38-38-01/149/2013-803).
В ходе визуального осмотра земельного участка установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 38:06:030106:74 расположено 2-этажное кирпичное здание, хозяйственные постройки, участок огорожен, доступ третьих лиц ограничен. При входе на огороженную территорию обследуемого земельного участка на ограждении имеется информационная вывеска «Музей кукол», на которой размещены режим работы музея в летний и зимний периоды, стоимость входных билетов, указаны телефон, электронный адрес сайта музея, информация о проходящих выставках и экспозициях, а также информация о наличии сувенирной лавки в данном музее.
Кроме того, в рамках проведения документарной проверки изучена информация о музее, размещённая в сети Интернет, в том числе на сайте: http://muzeykukol.ru/. Согласно указанному сайту, музей имеет название «Музей кукол Оксаны Токмаковой «Куклы советского детства»», с адресом расположения: <адрес изъят>, <адрес изъят>. Также на сайте имеется информация о данном музее, о выставках, цены билетов, контакты, схема проезда.
Таким образом, по результатам проведённых проверочных мероприятий установлено, что Токмаков В.А. использует земельный участок с кадастровым номером 38:06:030106:74 для размещения музея «Куклы советского детства». Факт размещения музея кукол в комнатах расположенного на земельном участке жилого дома Токмаков В.А. и Токмакова О.В. подтвердили в ходе проводимой проверки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Токмакова В.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения его к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Приведённые обстоятельства подтверждаются исследованными в судебных заседаниях допустимыми и достоверными доказательствами, которые согласуются между собой: протоколом об административном правонарушении (л.д.22-26); объяснениями Токмакова В.А. (л.д.21); предписанием об устранении нарушения требований земельного законодательства (л.д.18-20); актом проверки (л.д.15-17); копией распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки (л.д.7); копией акта административного обследования объекта земельных отношений (л.д.4-5); схематическим чертежом земельного участка (л.д.3); фототаблицей (л.д.1-2) и другими материалами дела.
Собранные по данному делу доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно признаны достоверными, допустимыми, относимыми и в своей совокупности достаточными для установления факта совершения вменённого Токмакову В.А. административного правонарушения.
Объективных данных, ставящих под сомнение вышеуказанные доказательства и выводы судей, в деле не содержится, с жалобой не представлено.
При рассмотрении жалобы судьёй Иркутского районного суда Иркутской области, а затем и судьёй Иркутского областного суда дело проверено в полном объёме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы о незаконности постановления должностного лица тщательно исследованы и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.
Выводы должностного лица Росреестра и судей о виновности Токмакова В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований не согласиться с такими выводами не имеется, законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления и судебных решений сомнений не вызывает.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу Токмакова В.А., по делу не установлено.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для привлечения Токмакова В.А. к административной ответственности и о том, что земельный участок используется им в соответствии с видом разрешённого использования, а музей занимает лишь небольшую площадь от земельного участка, являлись предметом проверки должностного лица и судей, обоснованно отклонены как несостоятельные, оснований не согласиться с такими выводами при рассмотрении настоящей жалобы не имеется.Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий.
Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации виды использования земельного участка определяются градостроительными регламентами. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости, независимо от форм собственности.
Землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Определяющим фактором при отнесении земельного участка к тому или иному виду разрешённого использования является установление видов деятельности, при осуществлении которых используется соответствующий объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.
Целевое назначение земель определяется статьёй 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территории.
Статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель разрешённого использования способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Токмаков В.А. и Токмакова О.В. являются сособственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, рабочий посёлок <адрес изъят>, <адрес изъят>, кадастровый номер 38:06:030106:74. Для данного земельного участка разрешён вид использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Проведенной должностным лицом проверкой установлено, что на огороженной территории обследуемого земельного участка имеется информационная вывеска «Музей кукол», что для ведения предпринимательской деятельности используется помещение жилого дома, расположенного на данном земельном участке.
Токмаков В.А. не отрицает наличие музея на земельном участке, однако указывает, что большая часть дома используется под жилые помещения в соответствии с видом разрешённого использования земельного участка по целевому назначению.
Таким образом, использование Токмаковым В.А. одного из помещений жилого дома для осуществления предпринимательской деятельности для размещения музея «Куклы советского детства», не противоречит положениям части 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем данные обстоятельства не освобождают его как собственника земельного участка от обязанности использовать весь земельный участок по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и видом разрешённого использования в соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 утверждён Классификатор видов разрешённого использования земельных участков.
Для ведения личного подсобного хозяйства установлен код 2.2, согласно которому предусмотрен вид разрешённого использования земельного участка для размещения жилого дома, указанного в описании вида разрешённого использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Код 2.1 определяет вид разрешённого использования земельного участка для размещения жилого дома – отдельно стоящего здания, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Размещение музеев, выставочных залов, художественных галерей предусмотрено кодом 3.6 Классификатора.
Из материалов дела следует, что вид разрешённого использования земельного участка, принадлежащего Токмакову О.В., установлен для личного подсобного хозяйства (код 2.2 Классификатора), следовательно, осуществление музейной деятельности в части жилого дома, расположенного на данном земельном участке, путём размещения «Музея кукол советского детства» не соответствует виду разрешённого использования, поскольку не служит для удовлетворения бытовых и иных нужд Токмакова О.В., связанных с проживанием в таком доме.
Для земельного участка расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, кадастровый номер 38:06:030106:74, вид разрешённого использования, установленный кодом 3.6 Классификатора, не устанавливался.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь требованиями статей 1, 7, 8, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, должностное лицо Росреестра и судьи пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Токмакова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку использование земельного участка с видом разрешённого использования для ведения личного подсобного хозяйства, тогда как фактически на земельном участке расположен музей, где осуществляется предпринимательская деятельность Токмаковой О.А., свидетельствует об использовании данного земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к определённой категории земель и разрешённым использованием.
Материалы дела объективно свидетельствуют о том, что использование земельного участка осуществлялось Токмаковым В.А. не в соответствии с документально установленным и учтённым в кадастре недвижимости видом разрешённого использования, что является нарушением правового режима использования земельного участка, установленного требованиями статей 1, 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Действия Токмакова В.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием.
Доводы жалобы, поданной в Иркутский областной суд, по существу сводятся к переоценке обстоятельств, установленных должностным лицом, судьёй районного суда и судьёй Иркутского областного суда. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьями допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Новых, значимых доводов, содержащих правовые аргументы, опровергающие выводы должностного лица и судей о доказанности вины Токмакова В.А. в совершении инкриминируемого ей административного правонарушения, жалоба не содержит.
Постановление о привлечении Токмакова В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание Токмакову В.А. назначено должностным лицом в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 – 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, установленном санкцией статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом характера и обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, является обоснованным и справедливым.
Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановил:
Постановление № 404/251 заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Кашкарева А.В. от 22 мая 2018 г., решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 26 марта 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 17 июня 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Токмаков В.А. оставить без изменения, жалобу защитника Хренникова В.Д.– без удовлетворения.
Заместитель председателя
Иркутского областного суда С.А. Черткова