ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-148/17 от 18.01.2018 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Мировой судья Алексеев Э.М. № 4а-7/2018

Судья Оконов В.Э.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Элиста 18 января 2018 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия
ФИО1, рассмотрев жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» (далее – ЗАО НК «Калмпетрол») ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от
31 октября 2017 г. и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО2,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 г. конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Решением судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 г. постановление мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 г. оставлено без изменения, жалоба конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО2 – без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными постановлениями, конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО2 обратился в Верховный Суд Республики Калмыкия с жалобой, в которой просит их отменить, указывая, что административное наказание назначено ему за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. ЗАО НК «Калмпетрол» не имело возможности исполнить предписание, поскольку все денежные расходы общества производятся в порядке очередности, установленной статьей 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В нарушение Федерального закона от 26 ноября 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» он не был уведомлен о проведении внеплановой выездной проверки.

Изучив доводы жалобы, полагаю, что состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат оставлению без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 17 октября 2016 г. на основании акта проверки
№ П-11/09-2016 государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия (далее - Управление Росприроднадзора по РК) ФИО3 в адрес конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО2 вынесено предписание № П-11.3/09-2016, согласно которому в срок до 1 марта 2017 г. необходимо обеспечить соблюдение природоохранного законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером <…>, расположенном в границах сборного пункта Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения, устранить загрязнение почвы нефтепродуктами.

С целью проверки исполнения ранее выданных предписаний № П-11.2/09-2016, № П-11.3/09-2016 от 17 октября 2016 г. распоряжением Управления Росприроднадзора по РК от 11 сентября 2017 г. № 213 назначено проведение внеплановой, выездной проверки в период с 19 по 29 сентября 2017 г.

Согласно акту проверки от 29 сентября 2017 г. предписание от 17 октября 2016 г. № П-11.2/09-2016 г. в установленный срок не исполнено, загрязнение почвы нефтепродуктами не устранено.

По факту выявленного правонарушения 29 сентября 2017 г. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО4 в отношении конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО2 мировым судьёй судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Факт совершения конкурсным управляющим ФИО2 административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных доказательств: предписанием от 17 октября 2016 г. № П-11.3/09-2016, распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 11 сентября 2017 г. № 213, уведомлением о проведении внеплановой, выездной проверки от 11 сентября 2017 г. № 10-2/2125, актом проверки от 29 сентября 2017 г. № В-31/09-2017, протоколом об административном правонарушении № В-31.4/09-2017 от 29 сентября 2017 г. и иными материалами дела, которые получили оценку судов на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Поскольку конкурсным управляющим ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО2 должным образом не исполнены служебные обязанности и не приняты надлежащие меры к исполнению законного предписания, его бездействие правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание должностного лица Управления Росприроднадзора по РК, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Довод жалобы ФИО2 о нарушении судом срока давности привлечения его к административной ответственности является несостоятельным.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Санкцией части 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения должностного лица, каковым является конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО2, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 названного Кодекса, составляет один год со дня его совершения.

Учитывая срок, установленный в предписании № П-11.3/09-2016 для его исполнения, период, в течение которого действие предписания было приостановлено в связи с принятием Арбитражным судом Республики Калмыкия обеспечительных мер (определение суда от 27 декабря 2016 г. по делу № А22-4470/2016), указанное предписание должно было быть исполнено в срок до 30 августа 2017 г., то есть срок привлечения к административной ответственности должностного лица истекал 30 августа 2018г.

При таких обстоятельствах срок давности привлечения конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО2 как должностного лица к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения на дату вынесения обжалуемого постановления мирового судьи не истек.

Довод жалобы о том, что предписание не могло быть исполнено в силу действия специальных норм закона о несостоятельности (банкротстве) и отсутствия возможности нести дополнительные финансовые затраты, не может быть принят во внимание.

Проведение в отношении ЗАО НК «Калмпетрол» процедуры банкротства само по себе не освобождает его от исполнения обязанности выполнения требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, и, соответственно, от выполнения законного предписания административного органа.

Ссылка ФИО2 в жалобе на нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, выразившееся в неполучении им приказа о проведении внеплановой проверки, является несостоятельной.

Уведомление от 11 сентября 2017 г. с приложением приказа о проведении с 19 по 29 сентября 2017 г. внеплановой, выездной проверки ЗАО НК «Калмпетрол» по исполнению ранее выданного предписания было вручено юрисконсульту данного общества ФИО5 12 сентября 2017 г., имеющему полномочия по доверенности от 13 января 2017г., с соблюдением требований части 16 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций дана исчерпывающая правовая оценка всем доводам, приведенным в жалобе, которые были отклонены с приведением мотивов принятых решений.

Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения норм КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

В связи с тем, что обстоятельства дела судьями определены правильно, допустимым доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с учетом наличия бесспорных и достоверных доказательств виновности ФИО2 в совершении вмененного правонарушения, оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 г. и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 г., вынесенные в отношении конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО2 - без удовлетворения.

Заместитель Председателя

Верховного Суда

Республики Калмыкия ФИО1