ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-148/17 от 23.10.2017 Псковского областного суда (Псковская область)

№4а-148/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Заместитель председателя Псковского областного суда Лебедев А.А., рассмотрев жалобу защитника Зимина А.В., действующего на основании доверенности в интересах SIA «ALISA», на вступившие в законную силу постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 16.01.2017, решение судьи Псковского областного суда от 03.03.2017, вынесенные в отношении SIA «ALISA» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 16.01.2017, оставленным без изменения решением судьи Псковского областного суда от 03.03.2017, SIA «ALISA» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, защитник Зимин А.В., действующий на основании доверенности в интересах SIA «ALISA», просит отменить указанные выше судебные акты, прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Заявитель, не оспаривая факта нарушения срока временного хранения товаров, полагает, что в действиях SIA «ALISA» отсутствует субъективная сторона правонарушения. Считает, что SIA «ALISA» для соблюдения сроков временного хранения товаров не имело возможности привлечь к декларированию таможенного представителя, поскольку подача декларации таможенным представителем от имени SIA «ALISA» как декларанта являлась бы незаконной; не имело фактической возможности выступать декларантом процедуры таможенного транзита, так как никто из участников внешнеэкономической сделки, в рамках которой товар ввезен на территорию Таможенного союза, не был заинтересован в получении товара. Заявитель выражает несогласие с выводом судов о наличии у SIA «ALISA» фактической возможности поместить товар под таможенную процедуру, поскольку у SIA «ALISA» отсутствовали коммерческие и транспортные (перевозочные) документы для дальнейшего перемещения товара под процедурой таможенного транзита. По мнению заявителя, в случае установления состава административного правонарушения, такое нарушения является малозначительным, а в случае невозможности прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения или в связи с малозначительностью, SIA «ALISA» должно было быть назначено наказание в виде предупреждения на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Статьей 16.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение сроков временного хранения товаров в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) срок, установленный таможенным законодательством таможенного союза, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами.

Согласно положениям статей 167, 168, 169 ТК ТС временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов. Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля. Для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения). Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.

В силу статьи 170 ТК ТС срок временного хранения товаров составляет два месяца. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четыре месяца,

Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.05.2016 представителем перевозчика SIA «ALISA»со склада задержанных товаров ООО «НСУ Логистик» на склад временного хранения ООО «НСУ Логистик» помещены на хранение товары: «пленка из полимерных материалов», «насосы с радиальным потоком, одноступенчатые, с единственным входным рабочим колесом, моноблочные, с диаметром выпускного патрубка более 15 мм», «оборудование и устройства для фильтрования или очистки воды», «водонагреватели проточные», «товарные каталоги», «герметик для пленки» (13 кг). Данные обстоятельства подтверждаются отчетом о принятии товаров на хранениеот 24.05.2016 №240516/0000520.

В Псковскую таможню (далее – таможня, таможенный орган) 24.05.2016 поступило письмо директора SIA «ALISA» с просьбой поместить товар «паста для герметизации швов» (12 банок, 13 кг) под таможенную процедуру «отказ в пользу государства».

В письме от 23.06.2016 № 27-16/14984 таможня сообщила SIA «ALISA» об отсутствии оснований для помещения указанного товара под таможенную процедуру «отказ в пользу государства» ввиду отсутствия необходимых документов для принятия решения, кроме того, указала на непредставление сведений, предусмотренных статьей 300 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Директор SIA «ALISA» 23.07.2016 обратился в таможенный орган с заявлением о продлении срока временного хранения находящегося на СВХ ООО «НСУ Логистик» товара «паста для герметизации» до25.09.2016.

Срок был продлен, таможней в адрес SIA «ALISA» направлено уведомление от 09.09.2016 № 27-16/1455 о предстоящем истечении срока временного хранения товара – герметик для пленки, вес брутто 13 кг.

Должностным лицом таможенного органа 26.09.2016 составлен акт № 27-16/1564 об истечении сроков временного хранения, согласно которому срок временного хранения товара (паста для герметизации, вес брутто 13 кг), ввезенного перевозчиком SIA «ALISA» и помещенного на временное хранение 24.05.2016 на СВХ ООО «НСУ Логистик», истек 25.09.2016.

Усмотрев в действиях SIA «ALISA», выразившихся в нарушение сроков временного хранения товаров, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ, таможня 26.09.2016 вынесла определение о возбуждено дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В рамках дела об административном правонарушении, согласно протоколу изъятия вещей и документов от 26.09.2016, таможня произвела изъятие товара «герметик для пленки» (12 банок, 13 кг) и по акту приема-передачи имущества от 26.09.2016 передала данные товары на ответственное хранение на склад филиала ООО «НСУ Логистик».

По результатам административного исследования должностным лицом таможни 26.10.2016 в отношении SIA «ALISA» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.16 КоАП РФ.

Определением от 08.11.2016 дело об административном правонарушении в отношении SIA «ALISA» передано таможенным органом на рассмотрение по существу в Псковский городской суд Псковской области.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, ТК ТС, установив факт нарушения сроков временного хранения товаров, суды пришли к выводу о наличии в действиях SIA «ALISA» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.16 КоАП РФ.

Заявитель жалобы, не оспаривая факта нарушения срока временного хранения товаров, полагает, что в действиях SIA «ALISA» отсутствует субъективная сторона правонарушения.

Вместе с тем доводы жалобы о том, что SIA «ALISA» не могло задекларировать товар, помещенный на склад временного хранения, являются несостоятельными ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 185 ТК ТС таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу решения таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, постановлением заместителя начальника Псковской таможни от 13.05.2016 SIA «ALISA» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 55000 руб. Данным постановлением товары, в том числе «паста для герметизации швов» (12 банок, вес брутто 13 кг) возвращены SIA «ALISA» для совершения соответствующих таможенных операций в соответствии с действующим законодательством Таможенного союза.

Таким образом, товар «паста для герметизации швов» (12 банок, вес брутто 13 кг), подлежащий возврату SIA «ALISA» на основании постановления заместителя начальника Псковской таможни от 13.05.2016, должен был быть задекларирован в течение 30 дней со вступления указанного постановления в законную силу.

Согласно пункту 2 статьи 179 ТК ТС таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

На основании статьи 186 ТК ТС декларантами могут быть для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лица, указанные в подпунктах 1 и 2 названной статьи, а также: перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза.

По смыслу названной нормы, перевозчик может выступать в качестве декларанта только для заявления таможенной процедуры таможенного транзита.

Пунктом 1 статьи 215 ТК ТС предусмотрено, что таможенный транзит – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

В данном случае SIA «ALISA» в отношении товара, который должен быть задекларирован в течение 30 суток со дня вступления в законную силу постановления заместителя начальника Псковской таможни от 13.05.2016, выступало в качестве перевозчика.

Поскольку конечным пунктом назначения являлся Санкт-Петербург, а товары были изъяты у SIA «ALISA» на т/п МАПП «Убылинка» Псковской таможни, то есть не в конечном пункте назначения, SIA «ALISA» обязано было задекларировать товар с целью продолжения процедуры таможенного транзита.

Из имеющихся в материалах дела заявлений SIA «ALISA» в адрес таможни (л.д. 23, 26) следует, что именно SIA «ALISA» помещало товары на склад временного хранения, от своего имени ходатайствовало о продлении срока временного хранения товаров до 25.09.2016.

Вместе с тем, SIA «ALISA» не предприняло никаких мер по получению помещенного им на склад временного хранения товаров в установленный срок. Документы, подтверждающие факт обращения SIA «ALISA» к отправителю или получателю товаров отсутствуют.

При таких обстоятельствах выводы судов о наличии в действиях SIA «ALISA» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.16 КоАП РФ, следует признать правомерными.

Довод о малозначительности совершенного правонарушения являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку, применительно к установленным обстоятельствам совершенного SIA «ALISA» правонарушения. Оснований для признания совершенного SIA «ALISA правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ суд первой инстанции не установил.

Вопреки доводам жалобы положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Одним из обязательных условий применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение является отнесение привлекаемого к административной ответственности лица к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон №209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона №209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

SIA «ALISA» не зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, не может быть отнесено в порядке Закона №209-ФЗ к субъектам малого или среднего предпринимательства, таким образом, положения статьи 4.1.1 КоАП РФ на него не распространяются.

При этом законодательство Европейского Союза, на которое ссылается заявитель, при определении статуса SIA «ALISA» как субъекта малого и среднего предпринимательства применению не подлежит, поскольку ратифицированный и опубликованный в соответствии с установленным законом порядком международный договор Российской Федерации, устанавливающий критерии, в соответствии с которыми иностранное юридическое лицо может быть отнесено в Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства отсутствует.

Административное наказание назначено SIA «ALISA» в пределах санкции статьи 16.16 КоАП РФ.

Постановление о привлечении SIA «ALISA» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 16.01.2017, решение судьи Псковского областного суда от 03.03.2017, вынесенные в отношении SIA «ALISA» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Зимина А.В., действующего на основании доверенности в интересах SIA «ALISA», - без удовлетворении.

Заместитель председателя

Псковского областного суда А.А. Лебедев