4а-1494/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 29 декабря 2018 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1, действующего в интересах ООО «ТЗМН Волгокарб» на постановление и.о. начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Тольятти от 28.08.2018г., решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 03.10.2018г., решение Самарского областного суда от 08.11.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «ТЗМН Волгокарб»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по г.Тольятти Самарской области от 28.08.2018 года юридическое лицо - ООО «ТЗМН Волгокарб» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.12.21.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей за предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе в документах на перевозимый груз, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 1, 2 или 4 настоящей статьи.
Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 03.10.2018 года постановление должностного лица от 28.08.2018 года оставлено без изменения.
Решением Самарского областного суда от 08.11.2018 года постановление должностного лица от 28.08.2018 года и решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 03.10.2018 года оставлены без изменения.
В надзорной жалобе ФИО1, действующий в интересах ООО «ТЗМН Волгокарб», указывает на незаконность и необоснованность привлечения ООО «ТЗМН Волгокарб» к административной ответственности, несоответствие выводов должностного лица и предыдущих судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела; просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В соответствии с п. 23.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
Согласно п. 23.5 ПДД РФ, перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
В силу п. 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 года №272 под "тяжеловесным грузом" понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно Приложению №1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно Приложению №2.
В соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 года N 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно п.2 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 года N257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 года №259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" при предъявлении грузоотправителем и приеме перевозчиком грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, их масса должна быть определена и указана в соответствующих транспортных накладных.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 указанного закона, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.
Частью 12 статьи 11 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки установлен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее - Правила).
Согласно пункта 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 Правил перевозок автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 272, "тяжеловесный груз" - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе груза в документах на перевозимый груз, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 1, 2 или 4 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Должностным лицом и судебными инстанциями правильно установлено, что 01 июля 2018 года на 87 км автодороги Казань-Оренбург водитель С.Л.Ф., управляя транспортным средством марки <данные изъяты> государственный регистрационный номер № с полуприцепом, государственный регистрационный номер <***>, осуществлял перевозку груза с превышением осевой нагрузки на четвертую, пятую и шестую оси без специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза. Согласно акта №1120 определения весовых параметров транспортного средства нагрузка на 4 ось составила 7,722 т., при допустимой 7,5 т. (превышение составило 3%), нагрузка на 5 ось составила 7,722 т., при допустимой 7,5 т. (превышение составило 3%), нагрузка на 6 ось составила 7,821 т., при допустимой 7,5 т. (превышение составило 4,3%) и в отношении водителя ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ.
При проверке инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД России по Республике Татарстан у С.Л.Ф.., водителя транспортного средства осуществляющего перевозку груза, сопроводительных документов на груз установлено, что в транспортной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ выданной ООО «ТЗМН «Волгакарб» являющимся грузоотправителем, не указаны сведения о массе перевозимого груза, что явилось основанием для привлечения ООО «ТЗМН «Волгакарб» к административной ответственности по части 8 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
В подтверждение, что ООО «ТЗМН Волгакарб» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.8 ст.12.21.1 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: определение № № от 25.07.2018 года о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ТЗМН «Волгокарб» по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст. 12.21.1 КоАП РФ и проведении административного расследования (л.д.14); протокол об административном правонарушении №№ от ДД.ММ.ГГГГ, составленный в отношении ООО «ТЗМН Волгакарб» по ч.8 ст.12.21.1 КоАП РФ (л.д.12-13); рапорт инспектора ДПС ГИБДД У МВД России по Республике Татарстан от 01.07.2018г. об обстоятельствах выявления признаков административного правонарушения (л.д.19); объяснения С.Л.Ф. от 01.07.2018г. признавшего, что погрузка осуществлялась по адресу: <...>, в его присутствии (л.д.20); протокол по делу об административном правонарушении от 01.07.2018г. по ч.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении С.Л.Ф. (л.д.21); акт № определения весовых параметров транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено превышение нормы нагрузки на оси транспортного средства (л.д.22); транспортная накладная № от 30.06.2018г. грузоотправителем указано ООО «ТЗМН Волгакарб» с отсутствием сведений о массе перевозимого груза (л.д.23); свидетельство о поверке весов (л.д.24); договор поставки № заключенный между ООО «ТЗМН «Волгакарб» и ООО «Иннере Крафт» (л.д.29-30); выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 25.07.2018г. (л.д. 16-18); объяснения директора ООО «ТЗМН «Волгакарб» С.А.В. признавшего, что 30.06.2018г. погрузка минерального порошка по договору поставки № от 27.01.2017г. заключенного с ООО <данные изъяты>» осуществлялась по адресу: <...> в автомобиль <данные изъяты> под управлением С.Л.Ф., масса груза определялась путем вычитания массы транспортного средства, 30.06.2018г. при въезде данное транспортное средство пустым не взвешивалось. По какой причине масса груза не указана в накладной выданной водителю пояснить не смог (л.д.34) – поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО «ТЗМН Волгокарб» в совершении данного административного правонарушения.
В постановлении должностного лица и судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении судебными инстанциями не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесенное должностным лицом составлено с соблюдением требований ч.1 ст.29.10 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доводы надзорной жалобы, что должностным лицом и судебными инстанциями не указано какая норма права содержит ответственность за невнесение сведений о массе переводимого груза, а также не доказан факт отсутствия сведений о массе груза в накладной, поскольку ООО «ТЗМН Волгокарб» была предоставлена накладная № от 30.06.2018г. с указанием сведений о массе груза, несостоятельны.
Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 8 ст. 12.21.1 КоАП РФ, заключается в предоставлении грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза.
Обязательным признаком объективной стороны состава рассматриваемого правонарушения является наступление вредных последствий в виде превышения допустимых весовых и (или) габаритных параметров транспортного средства.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 272 от 15.04.2011 масса груза определяется следующими способами: а) взвешивание; б) расчет на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации на него.
Согласно пункту 73 Правил N 272 от 15.04.2011 при перевозке груза навалом, насыпью, наливом или в контейнерах его масса определяется грузоотправителем и при приеме груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной.
Запись в транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения осуществляется грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза. По требованию перевозчика масса груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика, а в случае, если пунктом отправления является терминал перевозчика, - перевозчиком в присутствии грузоотправителя.
Действия ООО «ТЗМН Волгокарб» по ч. 8 ст. 12.21.1 КоАП РФ квалифицированы правильно, поскольку именно неуказание юридическим лицом, как грузоотправителем, в транспортной накладной от 30.06.2018г. при перевозке груза сведений о его массе, повлекло нарушение водителем С.Л.Ф. правил движения тяжеловесного транспортного средства и совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют, что у юридического лица ООО «ТЗМН Волгакарб», осуществляющего погрузку груза, имелась реальная возможность для соблюдения правил перевозки тяжеловесных грузов и законодательства в области безопасности дорожного движения, за нарушение которого ч.8 ст.12.21.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы надзорной жалобы о невиновности ООО «ТЗМН Волгакарб» во вменённом административном правонарушении опровергаются приведенными выше объективными доказательствами, непосредственно исследованными должностным лицом и предыдущими судебными инстанциями, которые в совокупности свидетельствуют, что ООО «ТЗМН Волгакарб» является надлежащим субъектом данного правонарушения, как грузоотправитель груза, который в своей деятельности должен руководствоваться положениями о безопасности дорожного движения, контролировать порядок и объемы перемещения соответствующих грузов, однако не принял мер по недопущению нарушений закона.
Как следует из транспортной накладной от 30.06.2018 года, исследованной судебными инстанциями в качестве доказательства, в графе «грузоотправитель» указано юридическое лицо ООО «ТЗМН Волгакарб», соответственно действие (бездействие) данного юридического лица образует объективную сторону состава вмененного правонарушения.
Согласно Приложению №1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом допустимая масса транспортного средства составляет 40 тонн. Из акта №1120 от 01 июля 2018 года, полная масса транспортного средства при взвешивании в 06 часов 37 минут 01.07.2018 года составила – 39254 кг., в соответствии с правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года №272, является допустимой, для данного типа транспортного средства с учетом количества и расположения осей. Однако данное обстоятельство не освобождает ООО «ТЗМН Волгакарб» от обязанности, установленной Правилами, по определению массы груза и ее указания в транспортной накладной.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.
При рассмотрении жалобы на постановление и.о. заместителя начальника отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти Самарской области от 28.08.2018 года судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 03.10.2018г. дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения юридического лица к административной ответственности по ч.8 ст.12.21.1 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица.
Законность и обоснованность постановления должностного лица от 28.08.2018г. и решения, вынесенного 03.10.2018г. судьей районного суда, были в полном объеме проверены судьей областного суда с соблюдением требований ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ. В решении судьи от 08.11.2018г. дана правовая оценка всем доказательствам по делу, и доводам жалобы на постановление должностного лица и решение районного суда, и указаны мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО «ТЗМН Волгакарб» к административной ответственности по ч.8 ст.12.21.1 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения районного суда.
Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки должностного лица и предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной должностным лицом и предыдущими судебными инстанциями правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу постановления должностного лица и состоявшихся судебных решений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности ООО «ТЗМН Волгакарб» в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ООО «ТЗМН Волгакарб», не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.8 ст.12.21.1 КоАП РФ, и оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица и судебных решений не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица и судебных решений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление и.о. начальника отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти Самарской области от 28.08.2018 года, решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 03.10.2018 года и решение Самарского областного суда от 08.11.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении ООО «ТЗМН Волгакарб» оставить без изменения, а надзорную жалобу ФИО1, действующего в интересах ООО «ТЗМН Волгакарб» оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров