Дело № 4А-14/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 27 февраля 2017 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин С.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилкомсервис» Ходырева Ю. Л. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 26 Медведевского судебного района Республики Марий Эл - мирового судьи судебного участка № 27 Медведевского судебного района Республики Марий Эл от 26 сентября 2016 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 21 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенных в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилкомсервис», юридический адрес: <...>, <адрес>, ИНН: <...>, ОГРН: <...>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 26 Медведевского судебного района Республики Марий Эл - мирового судьи судебного участка № 27 Медведевского судебного района Республики Марий Эл от 26 сентября 2016 года юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилкомсервис» (далее – ООО МУК «Жилкомсервис») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - KoAП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 21 ноября 2016 год, вынесенным по жалобе ООО МУК «Жилкомсервис», постановление мирового судьи судебного участка № 27 Медведевского судебного района Республики Марий Эл, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 26 Медведевского судебного района Республики Марий Эл от 26 сентября 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл <дата>, директор ООО МУК «Жилкомсервис» Ходырев Ю.Л., признавая вину в совершенном правонарушении, просит изменить судебные постановления в части назначенного наказания и назначить административное наказание в виде предупреждения, поскольку в КоАП РФ были внесены изменения и дополнения. Указывает, что назначение наказания в виде административного штрафа за впервые совершенное правонарушение, не повлекшее тяжелых последствий, является суровым.
Проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении, поступившее в Верховный Суд Республики Марий Эл <дата>, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствие со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Способ управления многоквартирным домом определяется
собственниками помещений в многоквартирном доме. Одним из способов
является управление управляющей компанией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или)
выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего
имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать
требованиям технических регламентов и установленных Правительством
Российской Федерации правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в
зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых
должно соответствовать требованиям установленных Правительством
Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 31 указанных Правил
исполнитель обязан в частности заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Управляющая организация, товарищество или кооператив на основании пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора
ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию,
товарищество или кооператив в соответствии с договором управления
многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или
кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или
кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям
коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 Правил, обязательных при заключении
управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо
жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским
кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124, исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в соответствии с договором оказания
услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме от
<дата> управляющей компанией многоквартирного жилого дома
по адресу: <...> является ООО <...>»,
которая была реорганизована в ООО МУК «Жилкомсервис», о чем имеются
сведения в выписке из ЕГРЮЛ от 23 августа 2016 года.
Согласно пункту 3.1. указанного договора управляющая организация обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным лицам, проживающим в многоквартирном доме. Данное положение отражено в Уставе ООО МУК «Жилкомсервис», предметом деятельности
управляющей компании является осуществление функций управляющей
организации по управлению жилым и нежилым фондом.
На основании распоряжения руководителя Департамента
государственного жилищного надзора Республики Марий Эл № 65 от 18
августа 2016 года проведена проверка в отношении ООО МУК
«Жилкомсервис» на предмет соблюдения обязательных требований или
требований, установленных муниципальными правовыми актами
(лицензионных требований).
В ходе проверки установлено, что управляющей компанией ООО МУК
«Жилкомсервис» в нарушение пункта 13 Правил № 354, статьи 161 ЖК РФ не заключен договор энергоснабжения с <...>» на
поставку указанного коммунального ресурса, что привело к увеличению
платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды
собственникам помещений многоквартирного дома <...>
<дата> между <...>» и ООО МУК «Жилкомсервис» заключен договор энергоснабжения, который расторгнут в одностороннем порядке <...>» с <дата>. Вновь договор энергоснабжения заключен <дата>.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении <№> от <дата>; актом проверки юридического лица;
распоряжением о проведении проверки, договором управления
многоквартирным домом от <дата>.
Исследовав имеющиеся доказательства, судьи пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО МУК «Жилкомсервис» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
В жалобе не оспаривается вина ООО МУК «Жилкомсервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о наличии оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения заслуживает внимания по следующим обстоятельствам.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» были внесены изменения и дополнения в КоАП РФ.
Статья 1.4 КоАП РФ была дополнена частью третьей, согласно которой особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, указанным выше законом установлены основания смягчения административной ответственности за правонарушения, совершенные лицами, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В пункте 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 4-П указано, что императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечить на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.
С 1 июля 2016 года вступила в силу введенная в Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» статья 4.1, которая регулирует вопросы ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
В данный реестр вносятся сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО МУК «Жилкомсервис» включено в указанный реестр.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, ООО МУК «Жилкомсервис» к административной ответственности ранее не привлекалось, а совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, полагаю возможным назначить ООО МУК «Жилкомсервис» административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13, статьей 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилкомсервис» Ходырева Ю. Л. удовлетворить частично.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 26 Медведевского судебного района Республики Марий Эл - мирового судьи судебного участка № 27 Медведевского судебного района Республики Марий Эл от 26 сентября 2016 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 21 ноября 2016 года изменить, назначить обществу с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилкомсервис» административное наказание в виде предупреждения. В остальном судебные решения оставить без изменения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Марий Эл С.В. Бабин