Дело № 4а-1504/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Нижний Новгород 11 ноября 2019 года
Заместитель председателя Нижегородского областного суда Сапега В.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 12 декабря 2018 года, решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 26 февраля 2019 года и решение Нижегородского областного суда от 14 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 12 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 26 февраля 2019 года и решением Нижегородского областного суда от 14 мая 2019 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, производство по делу прекратить.
Согласно ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, неизбежно оказывает негативное влияние на окружающую природную среду.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу подп. 1, 7 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 244000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования. Указанный земельный участок на основании решения Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 31 января 2017 года был разделен в натуре между двумя собственниками; фактическое пользование земельным участком осуществляется в соответствии с произведенным разделом.
На основании обращения ФИО2 от 26 марта 2018 года приказом Россельхознадзора по Нижегородской области в Республике Марий Эл от 02 апреля 2018 года № было утверждено рейдовое задание на проведение рейдового осмотра на предмет выявления признаков нарушения законодательства, по результатам которого был составлен акт рейдового осмотра от 13 апреля 2018 года № об обнаружении признаков правонарушения, а также вынесен приказ от 20 июня 2018 года № о проведении внеплановой выездной проверки по соблюдению земельного законодательства в отношении ФИО1 на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, о чем ФИО1 был уведомлен.
По результатам проведения проверки, оформленным актом проверки от 31 августа 2018 года №, было установлено, что должностными лицами был осмотрен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 244000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования; земельный участок находится в долевой собственности (доля в праве 1/2) ФИО1
При осмотре установлено, что в западной части земельного участка с кадастровым номером № на площади 93950 кв. м. (340 м*270 м., 140 М. *15 м.) плодородный слой отсутствует (карьер, заполненный водой), в восточной части участка на площади 77100 кв. м. (370 м. *208,38 м.) плодородный слой отсутствует (карьер, затопленный водой). В центральной части на площади 15125 кв. м. (100 м.*135 м., 25 м.*65 м.) снят плодородный слой почвы и засыпан песком, в северной и центральной части земельного участка имеется перекрытие плодородного слоя почвы навалами песка площадью 6 000 кв. м. (100 м. *60 м.) высотой в 10 м. и 875 кв. м. (35 м. *25 м.) высотой 3 м. Остальная часть земельного участка на площади 50950 кв. м, заросла сорными растениями (полынь горькая, пырей ползучий, золотарник, камыш) и кустарниками (отдельно стоящие ивы высотой свыше 1,5 м). При осмотре отобраны почвенные образцы (ФИО1 при проведении отбора присутствовал) с места расположения карьеров, затопленных водой (срез углубления, берега); с места перекрытия плодородного слоя почвы (под навалами песка); с места снятого плодородного слоя почвы, засыпанного песком; с ненарушенных земель, что подтверждается протоколом взятия проб и образцов от 09 августа 2018 года №.
В соответствии с протоколами испытаний № от 27 августа 2018 года и заключением эксперта от 31 августа 2018 года установлено, что на площади 193050 кв.м., произошло уничтожение плодородного слоя почвы и деградация земель сельскохозяйственного назначения, вызванное нарушением земель при добыче общераспространенного полезного ископаемого песка открытым способом.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 17.10.2018 государственным инспектором отдела государственного земельного надзора в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела 12.12.2018 вынесено постановление №, которым собственник земельного участка ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов административного дела, должностное лицо, а затем судья районного суда и областного суда в ходе проверки жалоб на указанное постановление, пришли к обоснованному выводу о нарушении ФИО1 требований Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 № 101-ФЗ и о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые вопреки доводам жалобы, оценены в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения закона при их получении (ст. 26.2 КоАП РФ) и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права судом применены правильно. Оснований для признания недопустимыми доказательств, положенных в основу оспариваемых судебных решений и постановления должностного лица, не имеется.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, с учетом положений, установленных ст. 2.4 КоАП РФ, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы ФИО1 об отсутствии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, со ссылкой на отсутствие допустимых доказательств, опровергаются материалами дела, являлись предметом рассмотрения судьи районного и областного судов, тщательно проверены и правильно признаны несостоятельными по основаниям, подробно мотивированным в судебных решениях. Оснований не согласиться с указанными выводами и повторно излагать соответствующие мотивы отсутствуют.
Каких-либо сведений, касающихся обстоятельств совершения данного правонарушения, не отраженных в материалах дела и не являвшихся предметом рассмотрения судей первой и второй инстанции, в рассматриваемой жалобе не приведено. Доводы жалобы ФИО1 сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьями при рассмотрении данного дела.
Доводы жалобы заявителя о нарушении сроков привлечения к административной ответственности были предметом исследования судей районного и областного судов, обоснованно признаны несостоятельными и направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных и оцененных в рамках производства по делу.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Права ФИО1 по обеспечению законности при привлечении к административной ответственности, установленные ст. 1.5, ст. 1.6 КоАП РФ, нарушены не были.
Наказание ФИО1 по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ назначено в пределах санкции указанной статьи КоАП РФ и является соразмерным содеянному.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 12 декабря 2018 года, решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 26 февраля 2019 года и решение Нижегородского областного суда от 14 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда В.А. Сапега