ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1504/19 от 11.11.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 4а-1504/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Нижний Новгород 11 ноября 2019 года

Заместитель председателя Нижегородского областного суда Сапега В.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 12 декабря 2018 года, решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 26 февраля 2019 года и решение Нижегородского областного суда от 14 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 12 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 26 февраля 2019 года и решением Нижегородского областного суда от 14 мая 2019 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе ФИО1 просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, производство по делу прекратить.

Согласно ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, неизбежно оказывает негативное влияние на окружающую природную среду.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу подп. 1, 7 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 244000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования. Указанный земельный участок на основании решения Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 31 января 2017 года был разделен в натуре между двумя собственниками; фактическое пользование земельным участком осуществляется в соответствии с произведенным разделом.

На основании обращения ФИО2 от 26 марта 2018 года приказом Россельхознадзора по Нижегородской области в Республике Марий Эл от 02 апреля 2018 года было утверждено рейдовое задание на проведение рейдового осмотра на предмет выявления признаков нарушения законодательства, по результатам которого был составлен акт рейдового осмотра от 13 апреля 2018 года об обнаружении признаков правонарушения, а также вынесен приказ от 20 июня 2018 года о проведении внеплановой выездной проверки по соблюдению земельного законодательства в отношении ФИО1 на земельных участках с кадастровыми номерами и , о чем ФИО1 был уведомлен.

По результатам проведения проверки, оформленным актом проверки от 31 августа 2018 года , было установлено, что должностными лицами был осмотрен земельный участок с кадастровым номером общей площадью 244000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования; земельный участок находится в долевой собственности (доля в праве 1/2) ФИО1

При осмотре установлено, что в западной части земельного участка с кадастровым номером на площади 93950 кв. м. (340 м*270 м., 140 М. *15 м.) плодородный слой отсутствует (карьер, заполненный водой), в восточной части участка на площади 77100 кв. м. (370 м. *208,38 м.) плодородный слой отсутствует (карьер, затопленный водой). В центральной части на площади 15125 кв. м. (100 м.*135 м., 25 м.*65 м.) снят плодородный слой почвы и засыпан песком, в северной и центральной части земельного участка имеется перекрытие плодородного слоя почвы навалами песка площадью 6 000 кв. м. (100 м. *60 м.) высотой в 10 м. и 875 кв. м. (35 м. *25 м.) высотой 3 м. Остальная часть земельного участка на площади 50950 кв. м, заросла сорными растениями (полынь горькая, пырей ползучий, золотарник, камыш) и кустарниками (отдельно стоящие ивы высотой свыше 1,5 м). При осмотре отобраны почвенные образцы (ФИО1 при проведении отбора присутствовал) с места расположения карьеров, затопленных водой (срез углубления, берега); с места перекрытия плодородного слоя почвы (под навалами песка); с места снятого плодородного слоя почвы, засыпанного песком; с ненарушенных земель, что подтверждается протоколом взятия проб и образцов от 09 августа 2018 года .

В соответствии с протоколами испытаний от 27 августа 2018 года и заключением эксперта от 31 августа 2018 года установлено, что на площади 193050 кв.м., произошло уничтожение плодородного слоя почвы и деградация земель сельскохозяйственного назначения, вызванное нарушением земель при добыче общераспространенного полезного ископаемого песка открытым способом.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления 17.10.2018 государственным инспектором отдела государственного земельного надзора в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административного дела 12.12.2018 вынесено постановление , которым собственник земельного участка ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Как усматривается из материалов административного дела, должностное лицо, а затем судья районного суда и областного суда в ходе проверки жалоб на указанное постановление, пришли к обоснованному выводу о нарушении ФИО1 требований Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 № 101-ФЗ и о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые вопреки доводам жалобы, оценены в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения закона при их получении (ст. 26.2 КоАП РФ) и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права судом применены правильно. Оснований для признания недопустимыми доказательств, положенных в основу оспариваемых судебных решений и постановления должностного лица, не имеется.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, с учетом положений, установленных ст. 2.4 КоАП РФ, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доводы жалобы ФИО1 об отсутствии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, со ссылкой на отсутствие допустимых доказательств, опровергаются материалами дела, являлись предметом рассмотрения судьи районного и областного судов, тщательно проверены и правильно признаны несостоятельными по основаниям, подробно мотивированным в судебных решениях. Оснований не согласиться с указанными выводами и повторно излагать соответствующие мотивы отсутствуют.

Каких-либо сведений, касающихся обстоятельств совершения данного правонарушения, не отраженных в материалах дела и не являвшихся предметом рассмотрения судей первой и второй инстанции, в рассматриваемой жалобе не приведено. Доводы жалобы ФИО1 сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьями при рассмотрении данного дела.

Доводы жалобы заявителя о нарушении сроков привлечения к административной ответственности были предметом исследования судей районного и областного судов, обоснованно признаны несостоятельными и направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных и оцененных в рамках производства по делу.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Права ФИО1 по обеспечению законности при привлечении к административной ответственности, установленные ст. 1.5, ст. 1.6 КоАП РФ, нарушены не были.

Наказание ФИО1 по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ назначено в пределах санкции указанной статьи КоАП РФ и является соразмерным содеянному.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 12 декабря 2018 года, решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 26 февраля 2019 года и решение Нижегородского областного суда от 14 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель председателя суда В.А. Сапега