ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1504/19 от 17.09.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 4а-1504/2019

постановление

г. Иркутск 17 сентября 2019 г.

Заместитель председателя Иркутского областного суда Черткова С.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Иркутской области Шергина Р.Ю. на постановление начальника ОГИБДД ОП № 2 (дислокация Еланцы) МО МВД России «Эхирит-Булагатский» ФИО1 от 6 февраля 2019 г. и решение судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 19 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2,

Установил:

Постановлением № 18810038170009782060 начальника ОГИБДД ОП № 2 (дислокация Еланцы) МО МВД России «Эхирит-Булагатский» ФИО1 от 6 февраля 2019 г. ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.

Решением судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 19 марта 2019 г. постановление должностного лица полиции оставлено без изменения, протест исполняющего обязанности прокурора Ольхонского района Филатовой М.С. – без удовлетворения.

Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, заместитель прокурора Иркутской области Шергин Р.Ю. обратился в Иркутский областной суд с протестом, в котором просит данные акты, как незаконные, отменить.

ФИО2 в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещён о принесении протеста заместителем прокурора Иркутской области Шергиным Р.Ю., возражения на протест в установленный срок не представил.

Проверив с учётом требований частей 1 и 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по протесту на постановление, проанализировав доводы протеста, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

На основании частей 1 и 2 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 4 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Из протокола об административном правонарушении усматривается, что 6 февраля 2019 г. в 12 часов 34 минуты на 4 километре подъезда к ледовой переправе Ольхонского района Иркутской области ФИО2, управляя транспортным средством FST523, государственный регистрационный знак <***>, осуществил перевозку пассажиров (16 человек) в нарушение требований обеспечения безопасности перевозки пассажиров в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Начальник ОГИБДД ОП № 2 (дислокация Еланцы) МО МВД России «Эхирит-Булагатский» ФИО1 при рассмотрении дела по существу, установив, что факт осуществления водителем ФИО2 перевозки пассажиров с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, подтверждается материалами дела, признал ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чём 6 февраля 2019 г. вынес соответствующее постановление.

Судья Ольхонского районного суда Иркутской области, рассматривая 19 марта 2019 г. протест прокурора Ольхонского района на постановление и соглашаясь с таким выводом должностного лица, исходил из доказанности вины ФИО2 в совершении вменяемого ему административного правонарушения, указав, что разрешение на предоставление права проезда по ледовой переправе в отношении транспортного средства ФИО2 не принималось.

С такими выводами должностного лица полиции и судьи районного суда согласиться нельзя.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Утверждённые Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7 Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом разработаны во исполнение статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, предъявляемые к субъектам транспортной деятельности.

В силу пункта 76 Правил перевозка пассажиров через ледовые переправы запрещается, за исключением районов, расположенных в I-й дорожно-климатической зоне, при условии массы-брутто транспортного средства в три раза меньше допустимой нагрузки на лёд и температуре воздуха ниже минус 20° по Цельсию. Решения о пропуске транспортных средств по ледовой переправе, моменте открытия (закрытия) движения принимаются эксплуатирующей её организацией. Решение о пропуске (об отказе в пропуске) автобусов принимает руководитель эксплуатирующей организации.

Из материалов дела установлено, что разрешительный порядок проезда по ледовой переправе водителем ФИО2 соблюдён.

Так, на основании приказа директора АО «Дорожная служба Иркутской области» Филиал «Усть-Ордынский» от 30 января 2019 г. № 19-П ООО ДЭП «Байкал 138» поручено выполнение подготовительных работ по устройству и вводу в эксплуатацию ледовой переправы через Малое море озера Байкал (л.д.11 судебного дела по протесту).

5 февраля 2019 г. ледовая переправа через Малое море озера Байкал на автодороге «Баяндай – Еланцы – Хужир» 125 километр принята комиссией, выдан паспорт ледовой переправы, составлен акт приёмки в эксплуатацию указанной ледовой переправы (л.д.17, 21 судебного дела по протесту).

Постановлением исполняющего обязанности мэра Ольхонского района Иркутской области ФИО3 от 5 февраля 2019 г. № 59 открыта ледовая переправа через Малое море озера Байкал на автодороге «Баяндай – Еланцы – Хужир» 125 километр, протяжённостью 10,4 километра, грузоподъёмностью 10 тонн (л.д.23 судебного дела по протесту). Настоящее постановление опубликовано в газете «Байкальские зори», а также размещено на официальном сайте Ольхонского районного муниципального образования.

Материалами дела подтверждается, что решение о пропуске транспортных средств по ледовой переправе с допустимой нагрузкой на ледяной покров не более 10 тонн принято эксплуатирующей ледовую переправу организацией, уполномоченной принимать решение о пропуске транспортных средств по ледовой переправе, с 5 февраля 2019 г.

Согласно карточке учёта транспортного средства масса транспортного средства FST523, государственный регистрационный знак <***>, принадлежащего ФИО2, составляет 2 500 кг (л.д.26 судебного дела по протесту), что в три раза меньше допустимой нагрузки на лёд, установленной упомянутым постановлением.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что, осуществляя 6 февраля 2019 г. перевозку пассажиров, водитель ФИО2 не допустил нарушений требований обеспечения безопасности перевозки пассажиров в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ФИО2 состава вменённого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать обоснованными.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения протеста, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения протеста, и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены указанные постановление, решение.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление начальника ОГИБДД ОП № 2 (дислокация Еланцы) МО МВД России «Эхирит-Булагатский» ФИО1 от 6 февраля 2019 г. и решение судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 19 марта 2019 г., вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Протест заместителя прокурора Иркутской области Шергина Р.Ю. удовлетворить.

Постановление начальника ОГИБДД ОП № 2 (дислокация Еланцы) МО МВД России «Эхирит-Булагатский» ФИО1 от 6 февраля 2019 г. и решение судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 19 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель председателя

Иркутского областного суда С.А. Черткова