ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-151-2017 от 21.04.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-151-2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 апреля 2017 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу заместителя начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Жукова Д.Г. на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Ленинский коммунальный сервис-2»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 03 ноября 2016 года ООО «Ленинский коммунальный сервис-2» (далее – ООО «ЛКС-2», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 260 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 декабря 2016 года постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 03 ноября 2016 года отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заместитель начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Жуков Д.Г. просит об отмене решения судьи районного суда.

В возражениях *** ООО «ЛКС-2» Коровина Н.Ю. полагает решение судьи законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области поступило обращение председателя правления региональной общественной организации «***» (вх. от 24 августа 2016 года № ***) по вопросу незаключения ООО «ЛКС-2» договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме № *** коммунальных услуг: электроснабжение, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение. По результатам рассмотрения данного обращения выявлено несоблюдение лицензиатом - ООО «ЛКС-2» лицензионного требования, предусмотренного подп. «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 110 (далее – Положение).

Подпункт «б» п. 3 названного Положения к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также надлежащее предоставление коммунальных услуг в таком доме, что предполагает и соблюдение Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124.

Согласно п. 5 названных Правил исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.

Таким образом, общество на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.

Материалами дела установлено, что ООО «ЛКС-2», заключив 30 апреля 2015 года договор управления многоквартирным домом № *** по пр. ***, в установленный п. 5 Правил срок не заключило обязательные договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «ЛКС-2» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Признавая ООО «ЛКС-2» виновным по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, мировой судья пришел к выводу о том, что обществом не приняты надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Отменяя постановление мирового судьи от 03 ноября 2016 года и прекращая производство по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья районного суда правильно указал, что срок давности привлечения к административной ответственности по делам данной категории в отношении юридических лиц составляет три месяца. Вместе с тем судьей сделан ошибочный вывод о том, что данное правонарушение не является длящимся. Судья посчитал, что срок давности привлечения к административной ответственности начал течь 07 мая 2015 года (дата окончания срока направления оферты, предусмотренная п. 5 Правил) и истек 07 августа 2015 года.

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на управляющую организацию, то есть является длящимся.

Таким образом, срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, составляет три месяца со дня его обнаружения (пресечения).

Согласно материалам дела ООО «ЛКС-2» приступило к управлению многоквартирным домом № *** по пр. *** с 30 апреля 2015 года, следовательно, обществу необходимо было направить оферту о заключении договоров ресурсоснабжения в ООО «***», ОАО «***», ПАО «***» в семидневный срок, предусмотренный п. 5 Правил (не позднее 08 мая 2015 года). Однако указанная оферта была направлена в указанные организации только 30 октября 2015 года.

Из писем ООО «ЛКС-2» от 01 декабря 2015 года, направленных в ООО «***», ОАО «***», ПАО «***», следует, что документы для заключения договоров ресурсоснабжения в полном объеме представлены не были.

Согласно материалам дела по результатам урегулирования разногласий, возникших при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, обществом были заключены следующие договоры:

- с ООО «***» договор снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг от 01 марта 2016 года № *** (с учетом протоколов разногласий от 05 мая 2016 года, от 17 мая 2016 года, от 24 июля 2016 года, от 20 июля 2016 года, 04 августа 2016 года) (л.д. 48-54, 71-86);

- с ПАО «***» договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 01 апреля 2016 года № *** (с учетом протоколов разногласий от 23 мая 2016 года, от 31 мая 2016 года, от 18 июля 2016 года, от 22 июля 2016 года, от 04 августа 2016 года, от 10 августа 2016 года) (л.д. 87-91; 99-106);

- с ОАО «***» агентский договор от 01 мая 2016 года № *** (л.д. 129-131).

Таким образом, вмененное ООО «ЛКС-2» административное правонарушение было окончено (пресечено) в момент фактического подписания (заключения) ресурсоснабжающих договоров с соответствующими ресурсоснабжающими организациями (04 августа 2016 года, 10 августа 2016 года, 01 мая 2016 года).

Следовательно, на момент вынесения постановления мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 03 ноября 2016 года срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.

В связи с этим соответствующие неправильные выводы подлежат исключению из решения судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 декабря 2016 года.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение данного лица.

Поскольку на момент рассмотрения в Оренбургском областном суде жалобы заместителя начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Жукова Д.Г. на решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 декабря 2016 года срок давности привлечения к административной ответственности, установленный для данной категории дел, истек, с учетом изложенного в настоящее время за пределами срока давности привлечения к административной ответственности исключена возможность возобновления производства по настоящему делу об административном правонарушении.

Решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 декабря 2016 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, отменено быть не может, поскольку это повлечет ухудшение положения лица, производство по делу в отношении которого прекращено.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 декабря 2016 года, вынесенное в отношении ООО «ЛКС-2» по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит изменению путем исключения из его мотивировочной части выводов о том, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не является длящимся; что на момент составления протокола об административном правонарушении (08 сентября 2016 года) и вынесения мировым судьей обжалуемого постановления (03 ноября 2016 года) предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения ООО «ЛКС-2» к административной ответственности истек.

Изменение данного судебного решения в указанной части не повлечет ухудшение положения общества, производство по делу в отношении которого прекращено.

В остальной части решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 декабря 2016 года подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу заместителя начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Жукова Д.Г. удовлетворить частично.

Решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ЛКС-2» изменить: исключить из его мотивировочной части выводы о том, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не является длящимся; что на момент составления протокола об административном правонарушении (08 сентября 2016 года) и вынесения постановления мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 03 ноября 2016 года предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения ООО «ЛКС-2» к административной ответственности истек.

В остальной части указанное судебное решение оставить без изменения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев