ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1510/2016 от 19.12.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1510\2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 19 декабря 2016 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара Вдовиной Л.В. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №37 Промышленного судебного района г. Самары от 28.09.2016 г. и решение Промышленного районного суда г. Самары от 10.11.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №37 Промышленного судебного района г. Самары от 28.09.2016 г. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 90 000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования.

Решением Промышленного районного суда г. Самары от 10.11.2016 г. постановление мирового судьи от 28.09.2016 г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара Вдовина Л.В. просит отменить судебные решения, указывая на отсутствие вины МБДОУ в инкриминируемом правонарушении, поскольку приняты все необходимые меры, направленные на получение денежных средств из бюджета для устранения нарушений требований пожарной безопасности; МБДОУ является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, финансируется из бюджета г.о. Самара, что предоставляет возможность изменения назначенного административного наказания в виде штрафа.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что по результатам проведенной в период с 08 сентября по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами отдела надзорной деятельности г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области проверки в отношении МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, и ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самара и инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Самара выдано предписание об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений законодательства.

В ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению заместителя начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самара (заместителя главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору) управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, выявлено невыполнение МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара в установленный срок п.8 предписания от ДД.ММ.ГГГГ: в нарушение ч.7 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Самара управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Самарской области в отношении МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере образования.

В подтверждение, что МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении (л.д. 2); акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлен факт невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12); распоряжение заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности, исполнение которых было предписано МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара предписанием от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-5); предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-9); свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д.15); устав МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара, утвержденный постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-20), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара Вдовина Л.В. при рассмотрении административного дела мировым судьей и судьей районного суда не оспаривала, что предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено в полном объеме в установленный срок.

Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы заведующей детского сада об отсутствии вины МБДОУ в инкриминируемом правонарушении, поскольку приняты все необходимые меры, направленные на получение денежных средств из бюджета для устранения нарушений требований пожарной безопасности, МБДОУ является муниципальным бюджетным образовательным учреждением и финансируется из бюджета г.о. Самара, были исследованы предыдущими судебными инстанциями при разрешении настоящего дела, и обоснованно признаны несостоятельными.

Приложение к приказу -од от ДД.ММ.ГГГГ Департамента образования Администрации г.о. Самара об утверждении дополнительных объемов субсидий, приказ -од от ДД.ММ.ГГГГ Департамента образования Администрации г.о. Самара об утверждении дополнительных объемов субсидий, предоставляемых муниципальным учреждениям, на иные цели (л.д.40-44), свидетельствуют о том, что МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара из городского бюджета выделялись субсидии для соблюдения требований пожарной безопасности.

Данных, подтверждающих, что МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара, лицо предприняло своевременно все меры для выполнения предписания в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не представлено и к надзорной жалобе в подтверждение доводов не приложено.

То обстоятельство, что соответствующее финансирование было выделено не в полном объеме, не освобождало МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара от выполнения требований предписания о нарушении правил пожарной безопасности и не лишало возможности привлечь для выполнения пунктов предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности иные средства, в том числе полученные от приносящей доход деятельности образовательного учреждения.

Согласно п.2.5 Устава МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара, утвержденного постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-29,57-60), МБДОУ вправе сверх установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности за плату, виды которых перечислены в пункте 2.7 Устава, и согласно п. 8.7 Устава доход от указанной деятельности используется бюджетным учреждением в соответствии с уставными целями, в перечень которых входит и обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и работников детского сада (п. 2.2 Устава).

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ обжаловалось МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара в установленном законом порядке, либо о том, что оно признано незаконным.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что МБДОУ не приняты все зависящие от него необходимые меры по надлежащему и своевременному исполнению предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и привлечению необходимых для этого денежных средств в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Устранение нарушений по истечение срока, установленного в предписании, не освобождает учреждение от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, объективная сторона которого заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

Оценив характер и степень общественной опасности допущенного МБДОУ правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, оснований для признания малозначительным, не усматривается. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере образования. Отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, так как правонарушение, предусмотренное ч.13 ст.19.5 КоАП РФ носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.

При изложенных обстоятельствах, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.

Выводы о виновности МБДОУ сделаны на основании объективного и непосредственного исследования собранных по делу доказательств, в их совокупности.

Наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в минимальном размере санкции ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, предусматривающей единственный вид наказания для юридических лиц в виде штрафа от 90 до 100 тысяч рублей.

В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая, что минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией ч.13 ст.19.5 КоАП РФ для юридических лиц составляет 90 000 рублей, оснований для применения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначения административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи, не имеется.

Иные доводы заявителя жалобы, в том числе о применении положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку выявленные должностными лицами отдела надзорной деятельности г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области факты неисполнения МБДОУ предписаний от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ явились самостоятельными основаниями для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, не составляющих идеальную совокупность, поскольку данные правонарушения не были совершены одним действием (бездействием).

При рассмотрении жалобы заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара Вдовиной Л.В. на постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судьей Промышленного районного суда г. Самары дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решении от ДД.ММ.ГГГГ дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Состоявшиеся судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №37 Промышленного судебного района г. Самары от 28.09.2016 г. и решение Промышленного районного суда г. Самары от 10.11.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » оставить без изменения, а надзорную жалобу заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » г.о. Самара Вдовиной Л.В. оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров