ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1524/18 от 21.01.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

4а–51/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 21 января 2019 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу главного бухгалтера АО «Росскат» Тананыхиной З.Г., на постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 11.07.2018г. и решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 03.09.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 11.07.2018г. должностное лицо – главный бухгалтер АО «Росскат» Тананыхина З.Г. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 4 000 рублей за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Решением Нефтегорского районного суда Самарской области от 03.09.2018г. постановление должностного лица административного органа от 11.07.2018 года оставлено без изменения.

В надзорной жалобе главный бухгалтер АО «Росскат» Тананыхина З.Г. просит постановление должностного лица и решение районного суда отменить с прекращением производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, считает, что не является надлежащим субъектом административного правонарушения; указывает, что неверное заполнение граф справки о подтверждающих документах не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения надзорной жалобы не имеется.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ) порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается для представления агентам валютного контроля - Центральным банком Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Во исполнение данных положений Центральный банк Российской Федерации утвердил Инструкцию о порядке представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением от 04.06.2012 №138-И (действовала на момент совершения правонарушения).

В соответствии с п.1.5. Инструкции №138-И справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которой установлены Инструкцией, является формой учета по валютным операциям резидентов.

В силу п. 9.1. Инструкции №138-И при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору).

Согласно пунктам 9.2, 9.2.2 Инструкции №138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции (за исключением статистической формы учета перемещения товаров), представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.

В соответствии с п.9.3 Инструкции №138-И датой оформления подтверждающих документов, указанных в подп. 9.1.2-9.1.4, п. 9.1 настоящей Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.

В соответствии с пунктом 10 приложения 5 "Порядок заполнения справки о подтверждающих документах" к Инструкции Центрального банка РФ от 04.06.2012г. №138-И в графе 10 указывается резидентом, оформившим паспорт сделки, информация об ожидаемом в соответствии с условиями контракта максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных нерезиденту товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг, переданных ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Ожидаемый срок указывается в виде последней даты (в формате ДД.ММ.ГГГГ) истечения срока зачисления денежных средств на счет резидента в банке, который определяется резидентом исходя из условий контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота.

Несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведения мероприятий по контролю соблюдения валютного законодательства, главным государственным налоговыми инспектором отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области 28.06.2018г. выявлено несоблюдение должностным лицом АО «Росскат» - главным бухгалтером Тананыхиной З.Г. установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям (справки о подтверждающих документах) во исполнение 20.06.2016г. договора от 18.04.2016г. № 79/ОТХ, заключенного между ОАО «Белцветмет» (р-ка Беларусь) (Заказчик) и ОАО «Росскат» (РФ) (Исполнитель) по переработке лома и отходов меди, поставляемых Заказчиком в медную катанку на сумму 30 600 000,00 рублей, в соответствии с п.4.1 которого Заказчик за фактически выполненную работу (на сумму 2 027 964,00 рубля), перечисляет деньги на расчетный счет Исполнителя, согласно счета, выставленного Исполнителем в течение 10 рабочих дней после приемки продукции заказчиком на складе Исполнителем, выразившееся в неверном указании в нарушение п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, п. 9.1. Инструкции №138-И и приложения №5 к данной инструкции в графе 10 справки о подтверждающих документах от 30.06.2016г. информации об ожидаемом максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты оказанных ему услуг (не ранее 04.07.2016г. и не позднее 21.07.2016г.) – 08.06.2016 и 20.06.2016г. (корректирующая СПД), что послужило основанием для составления в отношении должностного лица – главного бухгалтера Тананыхиной З.Г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.

В подтверждение, что должностным лицом – главным бухгалтером Тананыхиной З.Г. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, должностным лицом и судьей районного суда обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №631020180613031802 от 28.06.2018 года (л.д.79-84); приказ от 15.11.2011 года о переводе Тананыхиной З.Г. на должность главного бухгалтера ОАО «Росскат» (л.д.60); должностная инструкция главного бухгалтера ОАО «Росскат» (л.д.63-68); договор №79/ОТХ от 18.04.2016 года, заключенный между ОАО «Росскат» и ОАО «Белцветмет» об оказании услуг по переработке лома и отходов меди (л.д.116-119); устав АО «Росскат» (новая редакция) (л.д.27-52); акт №1504 от 20.06.2016г. о приеме услуг по переработке медного лома в катанку ОАО «Белцветмет» на сумму 2 027 964,00 рубля (л.д.120); справка о подтверждающих документах от 30.06.2016г. по паспорту сделки, в графе 10 которой указан ожидаемый срок 20.06.2016 (л.д.124), – поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности главного бухгалтера Тананыхиной З.Г. в совершении административного правонарушения.Факт неверного указания главным бухгалтером АО Росскат» Тананыхиной З.Г. в графе 10 справки о подтверждающих документах от 30.06.2016г. информации об ожидаемом максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты оказанных ему услуг сомнений не вызывает и подтверждается представленными по делу доказательствами и должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление должностного лица не оспаривался и в надзорной жалобе не оспаривается.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к данной норме, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Согласно материалам дела Тананыхина З.Г., с 15.11.2011г. является главным бухгалтером ОАО «Росскат», в соответствии с п.п. 2.51, 2.52 Должностной инструкции обеспечивает ведение достоверного бухгалтерского и налогового учета, предоставляет полную и достоверную информацию о деятельности организации, полноту и правильность применения действующих в организации типовых и унифицированных форм первичной учетной документации, соблюдение порядка оформления этой документации и ее документооборота; пунктом 4.1. предусмотрена ответственность главного бухгалтера за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

Статьей 25 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ установлено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, должностная инструкция главного бухгалтера ОАО «Росскат» и действующее законодательство Российской Федерации, ответственность за достоверность указанной в представленной в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах даты ожидаемого срока получения денежных средств, указание которой предусмотрено п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, п. 9.1. Инструкции №138-И и приложением №5 к данной инструкции, возлагают на должностное лицо главного бухгалтера ОАО «Росскат» Тананыхиной З.Г.

В соответствии с п.4.1 Договора об оказании услуг по переработке лома и отходов меди от 18.04.2016г. заказчик за фактически выполненную работу перечисляет деньги на расчетный счет Исполнителя согласно счета, выставленного Исполнителем в течение 10 рабочих дней после приемки продукции Заказчиком на складе Исполнителем.

Согласно акту №1504 от 20.06.2016г. переработка медного лома в катанку ОАО «Белцветмет» фактически выполнена Исполнителем 20.06.2016г. Следовательно, месяцем оформления подтверждающего документа являлся июнь 2016 года.

Указание в графе 10, представленной в материалы дела об административном правонарушении справки, информации об ожидаемом максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты оказанных ему услуг, с учетом п.4.1 данного договора от 18.04.2016г., устанавливающего срок перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя (10 рабочих дней после приемки продукции), пунктов 9.2, 9.2.2 Инструкции №138-И, устанавливающих срок предоставления резидентом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы (не позднее 15 рабочих дней) после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы и даты принятия фактически выполненной работы - не ранее 04.07.2016г. и не позднее 21.07.2016г., подлежало безусловному исполнению, и недостоверное указание даты ожидаемого срока получения денежных средств (20.06.2016г.) является нарушением п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, п. 9.1. Инструкции №138-И и приложения №5 к данной инструкции.

Таким образом, справка о подтверждающих документах от 30.06.2016 года на сумму 2 027 964,00 рубля представлена Обществом в ПАО «Сбербанк России» - Самарское отделение №6991 с нарушением установленного порядка. Указанное нарушение может повлечь отражение в ведомости банковского контроля по паспорту сделки недостоверной информации.

С учетом изложенного, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу, что в действиях главного бухгалтера Тананыхиной З.Г. усматривается состав вмененного административного правонарушения, поскольку правильность заполнения граф справки о подтверждающих документах также относится к порядку представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Нарушение указанного порядка образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и решения районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом административного органа и районным судом при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению, не свидетельствует, что должностным лицом административного органа и районным судом допущены существенные нарушения названного Кодекса, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.

При рассмотрении жалобы на постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 11.07.2018г. судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 03.09.2018г. дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым районный судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения должностного лица к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица административного органа.

Наказание назначено в соответствии с положениями ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о виновности главного бухгалтера АО «Росскат» Тананыхиной З.Г. в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Принцип презумпции невиновности должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу главного бухгалтера АО «Росскат» Тананыхиной З.Г., не усматривается.

Нарушений процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Состоявшиеся постановление должностного лица административного органа и решение районного судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 11.07.2018г. и решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 03.09.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главного бухгалтера АО «Росскат» Тананыхиной Зои Григорьевны, оставить без изменения, надзорную жалобу главного бухгалтера АО «Росскат» Тананыхиной З.Г., оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров