ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1527/18 от 25.01.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

№4а-54/2019 – (№ 4а-1527/2018)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 25 января 2019 г.

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу руководителя правового управления Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области ФИО1, действующей на основании доверенности, на определение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 10.09.2018 г. и решение Самарского областного суда от 15.11.2018 г. о направлении протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области по подведомственности мировому судье судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

05.09.2018 г. государственным инспектором ДН ОГИБДД О МВД России по Большеглушицкому району Самарской области в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте дорог составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Определением Большеглушицкого районного суда Самарской области от 10.09.2018 г. протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 05.09.2018 г. и материалы дела направлены на основании п.5 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ по подведомственности для рассмотрения по существу мировому судье судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области, в связи с фактическим непроведением по настоящему делу административного расследования.

Решением Самарского областного суда от 15.11.2018 г. определение районного суда от 10.09.2018 г. оставлено без изменения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области от 07.12.2018 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В надзорной жалобе руководитель правового управления Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области ФИО1 обращает внимание, что административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, выражается в форме бездействия в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности и при определении территориальной подсудности рассмотрения данной категории дел об административных правонарушениях необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ, в связи с чем настоящее дело об административном правонарушении подсудно мировому судье судебного участка № 32 Октябрьского судебного района г. Самары, просит определение районного суда от 10.09.2018 г. и решение областного суда от 15.11.2018 г. отменить, направить материалы дела для рассмотрения мировому судье судебного участка № 32 Октябрьского судебного района г. Самары.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, а также в соответствии с ч.2 ст.30.16 КоАП РФ в интересах законности проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему выводу.

Из протокола об административном правонарушении, составленного 05.09.2018 г. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД О МВД России по Большеглушицкому району Самарской области, следует, что 07.08.2018 г. в 09 часов 00 минут установлено несоблюдение юридическим лицом – Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области требований п.4.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п. 6 ГОСТа Р -52289 -2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», выразившееся в нарушении по адресу: Самарская обл., Большеглушицкий р-он, 4 км автомобильной дороги «Самара-Большая Черниговка – Тамбовка» правил содержания проезжей части в безопасном для движения состоянии и непринятии своевременных мер по нанесению горизонтальной дорожной разметки в необходимых местах, создании тем самым угрозы безопасности дорожного движения, и бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области квалифицировано по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

07.09.2018 г. указанный протокол об административном правонарушении с иными материалами дела направлен врио начальника ОГИБДД О МВД России по Большеглушицкому району Самарской области для рассмотрения по существу в Большеглушицкий районный суд Самарской области (л.д.1).

При подготовке настоящего дела к рассмотрению судьей Большеглушицкого районного суда Самарской области установлено, что административное расследование по данному делу фактически не проводилось, в связи с чем протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области и иные материалы дела определением судьи районного суда от 10.09.2018 г. направлены на основании п.5 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ по подведомственности для рассмотрения по существу мировому судье судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области по месту, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на юридическое лицо обязанность.

Судья Самарского областного суда при рассмотрении 15.11.2018 г. жалобы консультанта правового управления Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области на определение районного суда от 10.09.2018 г. согласился с выводами судьи районного суда о направлении протокола об административном правонарушении и иных материалов дела в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области по подведомственности для рассмотрения по существу мировому судье судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области, указав, что при определении подсудности дел об административных правонарушениях необходимо руководствоваться требованиями ст. 29.5 КоАП РФ, предусматривающими рассмотрение дела об административном правонарушении по месту совершения правонарушения, и положениями пп. «з» п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность, и, учитывая, что местом совершения данного административного правонарушения является 4 км автодороги «Самара-Большая Черниговка-Тамбовка», оставил определение районного суда от 10.09.2018 г. без изменения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области от 07.12.2018 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Однако с такими выводами судей районного и областного судов, а также с постановлением мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

По общему правилу территориальной подсудности дел, установленному частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения. Если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Как следует из разъяснения, содержащегося в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункты 2, 3).

В силу ч.3 ст.25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Часть 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, либо неприятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, образует бездействие должностных и юридических лиц, выразившееся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорожных сооружений.

Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, совершение которого вменяется Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, выразившееся в нарушении правил содержания проезжей части в безопасном для движения состоянии и непринятии своевременных мер по нанесению горизонтальной дорожной разметки в необходимых местах, создании тем самым угрозы безопасности дорожного движения, совершено в форме бездействия, заключающемся в неисполнении Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области, которое является органом исполнительной власти субъекта Федерации и лицом, осуществляющим управление в сфере транспортно-логистического комплекса дорожного хозяйства Самарской области (п. 1.1 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 г. № 89), обязанности, установленной правовым актом.

Подпунктом 11 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели.

В соответствии с п.п. 33 п.2.2 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области Министерство, являясь органом исполнительной власти субъекта Федерации и лицом, осуществляющим управление в сфере транспортно-логистического комплекса дорожного хозяйства Самарской области, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за качеством проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, соблюдением стандартов, норм и других требований, регламентирующих выполнение дорожных работ.

Согласно п.п. 12, 25, 33 п. 2.2 указанного Положения Министерство осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, анализирует состояние безопасности дорожного движения, разрабатывает и реализует меры по повышению безопасности движения за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за качеством проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, соблюдением стандартов, норм и других требований, регламентирующих выполнение дорожных работ;

Учитывая вышеизложенное, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Федерации и осуществляя полномочия по контролю за качеством проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, соблюдением стандартов, норм по обеспечению безопасности дорожного движения, является лицом, ответственным за надлежащее содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в том числе в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области.

Возможное наличие соответствующего контракта между Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области и специализированной организацией на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог либо передача соответствующих полномочий по содержанию автомобильных дорог органам местного самоуправления не освобождает юридическое лицо от исполнения своих обязанностей, связанных с содержанием автомобильной дороги, и осуществлением контроля за ее содержанием. Действующим законодательством об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена возможность привлечения за совершение одного правонарушения нескольких субъектов административной ответственности.

Таким образом, территориальная подсудность рассмотрения настоящего дела определяется местом нахождения юридического лица, то есть местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации, а не местом, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на юридическое лицо обязанность (4 км автодороги «Самара-Большая Черниговка-Тамбовка»).

По сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области находится по адресу: <...>.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

Законом Самарской области от 31.12.2008 N 173-ГД "О судебных участках и должностях мировых судей в Самарской области" установлены территориальные границы судебных участков Самарской области, и адрес места нахождения Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (<...>) находится в пределах границ судебного участка № 32 Октябрьского судебного района г.Самары, в связи с чем правомочным рассматривать настоящее дело в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ и Законом Самарской области от 31.12.2008 N 173-ГД является исключительно мировой судья судебного участка № 32 Октябрьского судебного района г.Самары.

Сведений о том, что на мирового судью судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области были возложены обязанности мирового судьи судебного участка № 32 Октябрьского судебного района г. Самары в материалах дела не имеется.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 623-О-П и от 15.01.2009 N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

Таким образом, выводы судей районного и областного судов о направлении протокола об административном правонарушении и иных материалов дела в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области по подведомственности для рассмотрения по существу мировому судье судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области и постановление мирового судьи судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области от 07.12.2018 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, не основаны на нормах права, гарантированное статьей 47 Конституции Российской Федерации право заявителя на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, в данном случае нарушено.

С учетом вышеизложенного, настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области с нарушением правил территориальной подсудности, и, поскольку на настоящий момент установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, истек, в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области дела об административном правонарушении и составлению протокола об административном правонарушении, имели место 07.08.2018 г., и возможность направления протокола об административном правонарушении и иных материалов дела в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области на рассмотрение по существу мировому судье судебного участка № 32 Октябрьского судебного района г.Самары, правомочному рассматривать настоящее дело, утрачена, определение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 10.09.2018 г. и решение Самарского областного суда от 15.11.2018 г. о направлении протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области по подведомственности мировому судье судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области, а также постановление мирового судьи судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области от 07.12.2018 г., которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности судом надзорной инстанции.

В соответствии с п.4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса.

На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

надзорную жалобу руководителя правового управления Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области ФИО1, действующей на основании доверенности, - удовлетворить частично.

Определение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 10.09.2018 г. и решение Самарского областного суда от 15.11.2018 г. о направлении протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области по подведомственности мировому судье судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области, а также постановление мирового судьи судебного участка № 127 Большеглушицкого судебного района Самарской области от 07.12.2018 г., о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, отменить.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров