ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1542/2016 от 23.01.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1542\2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 23 января 2017 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу председателя правления ТСЖ «В» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 03.06.2016 г., решение Жигулевского городского суда Самарской области от 02.08.2016 г., решение Самарского областного суда от 27.10.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении председателя правления ТСЖ «Восточное» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 03.06.2016 г. должностное лицо - председатель правления ТСЖ «В» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 02.08.2016 г. постановление должностного лица от 03.06.2016 г. оставлено без изменения.

Решением Самарского областного суда от 27.10.2016 г. постановление должностного лица от 03.06.2016 г. и решение Жигулевского городского суда Самарской области от 02.08.2016 г. оставлены без изменения.

В надзорной жалобе ФИО1 просит судебные решения отменить, производство по делу прекратить, указывая, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку ТСЖ «В» не осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, и не является субъектом данного административного правонарушения.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 указанного Закона, на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. установлено, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

Согласно ч. 4 ст. 18 указанного Закона юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Частями 1 и 3 ст. 18 указанного Закона определено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 г. юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Из административного материала следует, что ДД.ММ.ГГГГ инспектором управления муниципального и экологического контроля администрации г.о. Жигулевск в ходе плановой выездной проверки ТСЖ «В», занимающегося управлением комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, установлено, что должностным лицом - председателем правления ТСЖ «В» ФИО1 допущено нарушение ч. 3 ст. 14, ч.1 ст.15, ч. 1, 3 ст. 18, ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: отсутствуют паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся в результате деятельности ТСЖ «В»; документы о профессиональном обучении или получении дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I–IV класса опасности, образующихся в результате деятельности ТСЖ «В»; в ТСЖ не организован и не ведется учет образовавшихся, переданных другим лицам и размещенных отходов; отчетность в области обращения с отходами, образующимися в результате деятельности ТСЖ в специально уполномоченные органы не представляется; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение ТСЖ на 2016 г. не установлены; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ТСЖ не разработан.

По факту выявленного правонарушения инспектором управления муниципального и экологического контроля администрации г.о. Жигулевск в отношении председателя правления ТСЖ «В» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства.

Постановлением старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ председатель правления ТСЖ «В» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, за допущенные нарушения требований ч. 1, 3, 4 ст. 18, ч. 1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившиеся в отсутствии у ТСЖ: ведения в установленном порядке учета образовавшихся, переданных другим лицам и полученных от других лиц, а также размещенных отходов; установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Должностным лицом и судебными инстанциями в подтверждение, что председателем правления ТСЖ «В» ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52-53); акт проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54-56); предписание инспектора управления муниципального и экологического контроля администрации г.о. Жигулевск об устранении выявленных в результате проверки нарушений законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-58); информация Администрации г.о.Жигулевск по результатам проверки о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении проверки ТСЖ «В» по адресу: <адрес>, выявлены нарушения обязательных требований Федеральных законов от 24.06.1998 г. №89-ФЗ ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (л.д. 59); распоряжение Главы г.о. Жигулевск о проведении плановой, выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ТСЖ «В» (л.д. 62); устав ТСЖ «В» (л.д. 64-82); протокол заседания правления ТСЖ «В» от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого ФИО1 выбрана председателем правления ТСЖ «В» с возложением на нее полномочий председателя правления ТСЖ с ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 86); договор оказания услуг бункеровоза от ДД.ММ.ГГГГ по вывозу отходов бункеровозом от объектов Заказчика, заключенный между ЗАО «ЭВ» (исполнитель) и ТСЖ «В» (заказчик) (л.д.87); акты выполненных работ по оказанию услуг бункеровоза от 31.01.2015 г., 31.08.2015г., 30.09.2015 г., 31.10.2015 г., 30.11.2015 г. по договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.90–92,95); договор от ДД.ММ.ГГГГ на сбор и вывоз изделий, потерявших потребительские свойства, содержащих ртуть от объектов Заказчика, заключенного между ЗАО «ЭВ» (исполнитель) и ТСЖ «В» (заказчик) (л.д.97-99); договор от ДД.ММ.ГГГГ на разработку научно-технической документации, заключенный между ООО «ЭВ» с ТСЖ «В» (л.д.100-104), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности председателя правления ТСЖ «В» ФИО1 в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы ФИО1 о том, что факт осуществления ТСЖ деятельности в области обращения с отходами не доказан, что ТСЖ «Восточное» не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, были исследованы предыдущими судебными инстанциями и обоснованно признаны несостоятельными.

Согласно Уставу ТСЖ «В», предметом деятельности Товарищества является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленном законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (в том числе, благоустройство территории, содержание общего имущества, обслуживание дома, придомовой территории, текущий и капитальный ремонт помещений, конструкций дома, инженерных сооружений)(л.д.57).

Согласно п.8.1.5 Устава Товарищество обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме путем: заключения в интересах собственников помещений договора управления многоквартирным домом или договоров на выполнение работ и оказание услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, контроля исполнения обязательств по заключенным договорам, ведения бухгалтерской и технической документации на многоквартирный дом, планирования объемов работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества.

При составлении протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ председатель правления ТСЖ «В» ФИО1 не отрицала факт образования отходов в результате деятельности ТСЖ, пояснила, что в настоящее время ТСЖ «В» заключены договоры на вывоз и утилизацию ртутьсодержащих ламп, на изготовление и согласование паспортов на отходы, имеется инструкция по обращению с указанными лампами, организовано место хранения, опасные отходы отсутствуют (л.д.60), что подтверждается договором №Т02891-16-Р от ДД.ММ.ГГГГ по сбору и вывозу на обезвреживание ртутьсодержащих отходов, договором от ДД.ММ.ГГГГ на разработку научно-технической документации (паспортов на отходы) (л.д. 97-99, 100-104), и свидетельствует о признании ФИО1 факта образования отходов в результате деятельности ТСЖ «В», которое, по роду своей деятельности, не может вести деятельность без образования отходов потребления, и в связи с этим, ТСЖ до передачи образовавшихся отходов иным лицам по каким бы то ни было договорам (подряда, размещения и вывоза отходов и прочее) должно соответствующие отходы учитывать, а также подавать соответствующую отчетность об их образовании и использовании, что прямо установлено в законе.

Кроме того, в жалобе на постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ и судебные решения председатель правления ТСЖ «В» ФИО1 указала, что согласно пп. «д» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, что подтверждается договором № оказания услуг бункеровоза от ДД.ММ.ГГГГ по вывозу отходов бункеровозом от объектов заказчика, заключенным между исполнителем ЗАО «ЭВ» и заказчиком ТСЖ «В» (л.д.87) и актами выполненных работ по оказанию услуг бункеровоза от 31.01.2015 г., 31.08.2015г., 30.09.2015 г., 31.10.2015 г., 30.11.2015 г. по договору от ДД.ММ.ГГГГ, актами о вывозе отходов от 31.05.2015 г., 30.05.2015 г., от 31.03.2015 г., 30.04.2015 г., от 28.02.2015 г., от 31.12.2015 г. по договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым исполнитель ЗАО «ЭВ» выполнил, а заказчик ТСЖ «В» приняло услуги по вывозу отходов без каких-либо претензий (л.д.90-95), что свидетельствует о признании председателем правления ТСЖ «В» обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов, образующиеся в результате деятельности Товарищества, осуществляющего управление общим имуществом в многоквартирном доме.

Вышеизложенное подтверждает о наличии у Товарищества обязанности вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, образовавшихся в процессе хозяйственной деятельности ТСЖ, а также установить нормативы и разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, в силу указанных обстоятельств и приведенных положений нормативно-правовых актов, ФИО1, являясь должностным лицом – председателем правления ТСЖ «В», осуществляющего управление общим имуществом многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, обязанного обеспечивать благоустройство и содержание общего имущества, обслуживание дома, в том числе организовать сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, образовавшихся в результате его деятельности, а также вести учет указанных образовавшихся, переданных другим лицам и размещенных отходов, установить нормативы и разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, - осуществляя руководство деятельностью Товарищества, в том числе по сбору и вывозу образовавшихся по указанному адресу бытовых отходов по договорам, не организовала ведение в установленном порядке учета образовавшихся, переданных другим лицам и размещенных отходов, не установила нормативы и не разработала проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, допустила нарушение требований ч. 1, 3, 4 ст. 18, ч. 1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и на основании ст.2.4 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей несет административную ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, административным органом и судебными инстанциями субъект и объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, определены верно.

Имеющие значение обстоятельства установлены правильно, содержащийся в обжалуемых постановлении должностного лица и судебных решениях вывод о совершении председателем правления ТСЖ «В» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, основан на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, предусмотренных ст. 26.2 КоАП РФ, анализ которых приведен в постановлении должностного лица и судебных решениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей городского суда установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, выводы о виновности председателя правления ТСЖ «В» ФИО1 сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица от 03.06.2016 г. и решение судьи городского суда от 02.08.2016 г., судьей областного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 27.10.2016 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на постановление должностного лица и решение городского суда, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности вынесенных постановления должностного лица от 03.06.2016 г. и решения судьи городского суда от 02.08.2016 г. и отсутствии оснований для их отмены.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности председателя правления ТСЖ «В» ФИО1 в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Принцип презумпции невиновности административной комиссией и районным судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу председателя правления ТСЖ «В» ФИО1, не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя, в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ, и оснований для отмены либо изменения судебных решений и постановления должностного лица не имеется.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 03.06.2016 г., решение Жигулевского городского суда Самарской области от 02.08.2016 г., решение Самарского областного суда от 27.10.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении председателя правления ТСЖ «В» ФИО1 оставить без изменения, надзорную жалобу председателя правления ТСЖ «В ФИО1 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров