ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1546/18 от 25.01.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

№4а-72/2019 (№4а-1546/2018)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Самара 25 января 2019 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Антиловой И.В. – представителя по доверенности муниципального бюджетного учреждения городского округа Сызрань «Благоустройство» на постановление №175 главного государственного инспектора в г.о.Сызрань и м.р.Сызранский по использованию и охране земель – начальника межмуниципального отдела по г.Сызрань, Сызранскому району Управления Росреестра по Самарской области от 06.09.2018г., решение Сызранского городского суда Самарской области от 28.09.2018г. и решение судьи Самарского областного суда от 15.11.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - муниципального бюджетного учреждения городского округа Сызрань «Благоустройство» (далее- МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство»),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №175 главного государственного инспектора в г.о.Сызрань и м.р.Сызранский по использованию и охране земель – начальника межмуниципального отдела по г.Сызрань, Сызранскому району Управления Росреестра по Самарской области от 06.09.2018г. МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей за самовольное занятие земельного участка и использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от 28.09.2018г. постановление должностного лица от 06.09.2018г. оставлено без изменения.

Решением судьи Самарского областного суда от 15.11.2018г. постановление должностного лица от 06.09.2018г. и решение Сызранского городского суда Самарской области от 28.09.2018г. оставлены без изменения.

В надзорной жалобе Антилова И.В. ссылается на незаконность и необоснованность привлечения МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» к административной ответственности, несоответствие выводов должностного лица и предыдущих судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела; считает дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств; полагает, что МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не наделено правом распоряжения земельными участками для погребения умерших; указывает, что постановление должностного лица и судебные решения вынесены с существенным нарушением норм процессуального права, поскольку срок давности привлечения МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» к административной ответственности необходимо исчислять не с момента поступления материалов проверки в межмуниципальный отдел по г.Сызрань, Сызранскому району Управления Росреестра по Самарской области - 01.08.2018г., а с момента проведения прокуратурой проверки - 13.06.2018г., результаты которой явились основанием для привлечения МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» к административной ответственности, ввиду чего срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек 13.08.2018г.; просит постановление должностного лица и судебные решения в отношении юридического лица - МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» отменить с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ч.1 ст.26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В силу чч. 3, 5 ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 13.06.2018г. прокуратурой г.Сызрань Самарской области с участием кадастрового инженера во исполнение поручения прокуратуры Самарской области №ИсРАЙнд-46456-2017/07-24-2017 от 03.10.2017г., проведена проверка соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле, в том числе в части исполнения требований земельного законодательства на территории кладбища «Фомкин сад», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:08:0110004:1 площадью 375258,0 кв.м., местоположением: Самарская область, г.Сызрань, Фомкин сад, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объектом коммунального хозяйства «кладбище Фомкин сад», в ходе которой установлено, что фактическая площадь земельных участков, используемых для размещения кладбища «Фомкин сад» составляет 448398,0 кв.м. К земельному участку с кадастровым номером 63:08:0110004:1 площадью 375258,0 кв.м. примыкает земельный участок без кадастрового номера площадью 73140.0 кв.м., права на использование данного земельного участка отсутствуют, документы о правах на земельный участок не оформлялись, чем нарушены положения ст.ст.25, 26 Земельного кодекса РФ.

Согласно сведениям Государственного фонда данных, Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права на земельный участок площадью 73140,0 кв.м., без кадастрового номера, по адресу: Самарская область, г.Сызрань, район Фомкин сад, для размещения кладбища, не оформлены.

Выявленное нарушение явилось основанием для составления 23.08.2018 года заместителем главного государственного инспектора в г.о.Сызрань и м.р.Сызранский по использованию и охране земель Управления Росреестра по Самарской области в отношении юридического лица - МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ с последующим привлечением юридического лица постановлением главного государственного инспектора в г.о.Сызрань и м.р.Сызранский по использованию и охране земель – начальника межмуниципального отдела по г.Сызрань, Сызранскому району Управления Росреестра по Самарской области от 06.09.2018г. к административной ответственности.

При рассмотрении жалоб на постановление должностного лица от 06.09.2018г. судебные инстанции пришли к выводу, что оно является законным и обоснованным.

Однако, постановление №175 главного государственного инспектора в г.о.Сызрань и м.р.Сызранский по использованию и охране земель – начальника межмуниципального отдела по г.Сызрань, Сызранскому району Управления Росреестра по Самарской области от 06.09.2018г., решение Сызранского городского суда Самарской области от 28.09.2018г. и решение судьи Самарского областного суда от 15.11.2018г. подлежат отмене по следующим основаниям.

Административные правонарушения, предусмотренные главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягают на порядок в области охраны собственности.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.

Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения составляет два месяца.

Из содержания ч.2 ст.4.5 КоАП РФ следует, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" длящимся правонарушением является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при проверке соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", согласно которому днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Вмененное МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» административное правонарушение, выраженное в самовольном занятии земельного участка в отсутствии правоустанавливающих документов и его использование, является длящимся, срок давности по нему в соответствии с положениями ч.2 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начинает течь со дня обнаружения правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо отсылочных норм к законам, устанавливающим порядок получения информации о событии правонарушения. Исходя из смысла указанной нормы, независимо от оснований и характера проведения мероприятий, получение должностным лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, материалов, полученных в ходе таких мероприятий, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, является безусловным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ.

Статья 28.1 КоАП РФ предписывает компетентным органам возбудить дело об административном правонарушении при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В силу статей 28.5, 28.7 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, а в случае проведения административного расследования - по его окончании.

В соответствии со статьями 23.21, 28.3 КоАП РФ Управление является органом, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной земель, возбуждает и рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 7.1 КоАП РФ.

В статье 28.4 КоАП РФ установлено, что прокурор также вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ.

Таким образом, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, приравнено к протоколу об административном правонарушении, следовательно, право на возбуждение дела об административном правонарушении в рассматриваемом случае имеют должностные лица как Управления Росреестра по Самарской области, так и органа прокуратуры.

При этих условиях срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента обнаружения административного правонарушения первым должностным лицом органа, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, от 23.08.2018г. в отношении юридического лица - МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» составлен заместителем главного государственного инспектора в г.о.Сызрань и м.р.Сызранский по использованию и охране земель Управления Росреестра по Самарской области, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по данной категории дел, на основании поступивших в межмуниципальный отдел по г.Сызрань, Сызранскому району Управления Росреестра по Самарской области от заместителя прокурора г.Сызрань Самарской области материалов проверки соблюдения земельного законодательства, и содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, что согласуется с положениями п.2 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что проверка соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле, в том числе в части исполнения требований земельного законодательства на территории кладбища «Фомкин сад», по результатам которой выявлено самовольное занятие юридическим лицом - МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» земельного участка проведена прокуратурой г.Сызрань Самарской области с участием кадастрового инженера 13.06.2018 года.

Таким образом, вменяемое МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» правонарушение выявлено лицом, уполномоченным на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а именно заместителем прокурора г.Сызрань Самарской области в день проведения проверки соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле, в том числе в части исполнения требований земельного законодательства на территории кладбища «Фомкин сад», то есть 13.06.2018 года, следовательно, срок давности привлечения МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» к административной ответственности необходимо исчислять именно с 13.06.2018 года, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ст.7.1 КоАП РФ, истек 13.08.2018 года.

При этом не имеет значения то обстоятельство, что в Управление Росреестра по Самарской области материалы проверки поступили 01.08.2018г., поскольку должностные лица как Управления, так и органа прокуратуры имеют право на возбуждение дела об административном правонарушении. С момента обнаружения административного правонарушения первым должностным лицом уполномоченного органа следует исчислять срок давности привлечения к административной ответственности.

В противном случае дело об административном правонарушении необоснованно затягивается, так как в отношении одного и того же административного правонарушения протоколы могут составлять должностные лица разных органов. Перенаправление материалов проверки из одного государственного органа в другой не может являться и не является основанием для продления срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Таким образом, на момент привлечения МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» к административной ответственности постановлением №175 главного государственного инспектора в г.о.Сызрань и м.р.Сызранский по использованию и охране земель – начальника межмуниципального отдела по г.Сызрань, Сызранскому району Управления Росреестра по Самарской области, вынесенным 06.09.2018 года по ст.7.1 КоАП РФ, по настоящему делу истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.

Судьей Сызранского городского суда Самарской области при рассмотрении 28.09.2018г. жалобы Антиловой И.В. – представителя по доверенности МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» на постановление должностного лица от 06.09.2018г. и судьей Самарского областного суда при рассмотрении 15.11.2018г. жалобы на постановление должностного лица и решение городского судьи данное обстоятельство, имеющее существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, не учтено.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса.

Учитывая вышеизложенное, постановление №175 главного государственного инспектора в г.о.Сызрань и м.р.Сызранский по использованию и охране земель – начальника межмуниципального отдела по г.Сызрань, Сызранскому району Управления Росреестра по Самарской области от 06.09.2018г., решение Сызранского городского суда Самарской области от 28.09.2018г. и решение судьи Самарского областного суда от 15.11.2018г. в отношении юридического лица - МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» не могут быть признаны законными, подлежат отмене, а производство по настоящему делу прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Надзорную жалобу Антиловой И.В. – представителя по доверенности МБУ г.о.Сызрань «Благоустройство» удовлетворить частично.

Постановление №175 главного государственного инспектора в г.о.Сызрань и м.р.Сызранский по использованию и охране земель – начальника межмуниципального отдела по г.Сызрань, Сызранскому району Управления Росреестра по Самарской области от 06.09.2018г., решение Сызранского городского суда Самарской области от 28.09.2018г. и решение судьи Самарского областного суда от 15.11.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - муниципального бюджетного учреждения городского округа Сызрань «Благоустройство», отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда Шкуров С.И.