ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Казань ___ октября 2017 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан М.М. Хайруллин, рассмотрев жалобу ФИО1, представляющего интересы общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань», на вступившие в законную силу решение судьи Заинского городского суда Республики Татарстан от 6 апреля 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Газпром трансгаз Казань»,
установил:
постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Татарстан от 13 декабря 2016 года ООО «Газпром трансгаз Казань» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП Российской Федерации, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Указанное постановление должностного лица было обжаловано заявителем в городской суд. Решением судьи Заинского городского суда Республики Татарстан от 6 апреля 2017 года обжалованное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2017 года указанное решение судьи городского суда также оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит вышеуказанные постановления судей обеих инстанций отменить.
Изучение истребованного из Заинского городского суда Республики Татарстан дела об административном правонарушении, доводов заявителя, показало, что оснований для удовлетворения указанной жалобы не имеется в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии со статьей 7.9 КоАП Российской Федерации самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с положениями статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
Часть 3 вышеуказанной статьи регламентирует, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Аналогичная правовая позиция содержится в пунктах 3 и 4 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года № 223.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из протокола об административном правонарушении следует, что 1 ноября 2016 года в 13 часов 20 минут на лесном участке в квартале <адрес>» работниками ООО «Газпром трансгаз Казань» проводились ремонтные работы подземных газопроводов, без уведомления о проведении ремонтно-аварийных работ Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, а именно, был снят верхний слой почвы для ремонта подземных металлических газопроводов. В ходе выяснения всех обстоятельств установлено, что ООО «Газпром трансгаз Казань» использует лесные участки для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в <данные изъяты> кварталах без договора аренды лесных участков. В указанных кварталах же проложены два подземных газопровода.
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 25 ноября 2017 года (л.д. 4), письмом в адрес министра лесного хозяйства Республики Татарстан (л.д. 5), ответом первого заместителя министра на письмо главного инженера ООО «Газпром трансгаз Казань» (л.д. 6), возражениями главного инженера ООО «Газпром трансгаз Казань» (л.д. 7), ответом министра лесного хозяйства Республики Татарстан (л.д. 8), договором подряда на выполнение работ по диагностическому обследованию объектов ООО «Газпром трансгаз Казань» (л.д. 132-141), а также другими доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Указанные доказательства были оценены судьями обеих инстанций в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.
Действия ООО «Газпром трансгаз Казань» правильно квалифицированы по статье 7.9 КоАП Российской Федерации.
ООО «Газпром трансгаз Казань» назначено административное наказание, предусмотренное санкцией статьи 7.9 КоАП Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что ООО «Газпром трансгаз Казань» соблюден порядок уведомления землепользователя о проведении работ нельзя признать состоятельным.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП Российской Федерации выражается:
- в самовольном занятии лесных участков, то есть активных действиях, состоящих в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий;
- в использовании лесного участка без специальных разрешений, которое выражается в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков.
При этом обязательным условием для применения данной правовой нормы является отсутствие специального разрешения на проведение этих работ на лесных участках. Надлежащим разрешением является разрешение на проведение отдельных видов работ в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного срочного или бессрочного пользования лесным участком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года № 1244 утверждены Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно положениям пункта 11 которого в течение 10 рабочих дней со дня выдачи разрешения уполномоченный орган направляет копию этого разрешения с приложением схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора.
Материалами дела установлено, что в отношении ООО «Газпром трансгаз Казань» такое разрешение отсутствует.
Утверждения же заявителя о том, что до получения отчета о наличии или отсутствии дефектов ООО «Газпром трансгаз Казань» не могло знать о срочности их устранения, ремонтные работы подземных газопроводов, проводились в срочном порядке в условиях необходимости без уведомления о проведении ремонтно-аварийных работ Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, не являются основаниями для освобождения ООО «Газпром трансгаз Казань» от ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.9 КоАП Российской Федерации, поскольку опровергаются представленными в материалах дела доказательствами. Утверждения, аналогичные указанным в жалобе, являлись предметом проверки судьи городского суда, обоснованно им отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном акте. Оснований не согласиться с указанными выводами судьи не имеется.
В статьях 71 - 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного кодекса.
По смыслу статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесных участков и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Таким образом, в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда осуществляется пользователем при обязательном оформлении соответствующих документов на участки, в частности: договора аренды, проекта освоения лесов и лесной декларацию.
Материалами дела достоверно установлено, что именно ООО «Газпром трансгаз Казань» проводило ремонтные работы подземных газопроводов в отсутствие каких-либо разрешительных документов, выданных Обществу уполномоченным органом.
Заявителем не представлено доказательств предоставления лесного участка на основании документов, указанных в статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации.
Выводы должностного лица о доказанности вины ООО «Газпром трансгаз Казань» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП Российской Федерации, находят полное подтверждение совокупностью вышеперечисленных согласующихся между собой и взаимодополняющих друг друга доказательств, которые опровергают доводы жалобы. Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих виновность лица, а также о наличии неустранимых в этом сомнений, не имеется.
По существу, в жалобе заявителя на решения судей обеих инстанций не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьями при рассмотрении дела об административном правонарушении, и не содержится обстоятельств, которые могут послужить основанием для отмены вынесенных судебных актов.
Неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП Российской Федерации должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
В связи с тем, что обстоятельства дела судьями обеих инстанций определены правильно, допустимым доказательствам дана надлежащая правовая оценка, а приведенные в жалобе доводы отклонены, оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации.
п о с т а н о в и л :
решение судьи Заинского городского суда Республики Татарстан от 6 апреля 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» оставить без изменения, жалобу ФИО1, представляющего интересы ООО «Газпром трансгаз Казань», – без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан М.М. Хайруллин