Дело № 4А-154/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тамбов 24 июня 2019 года
Заместитель председателя Тамбовского областного суда Бурашникова Н.А., рассмотрев жалобу генерального директора муниципального унитарного предприятия «Тамбовтеплосервис» (далее – МУП «Тамбовтеплосервис») ФИО1 на вступившие в законную силу постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 декабря 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2019 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 10 апреля 2019 года, вынесенные в отношении генерального директора МУП «Тамбовтеплосервис» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2019 года и решением судьи Тамбовского областного суда от 10 апреля 2019 года, генеральный директор МУП «Тамбовтеплосервис» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и повергнут административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поступившей в Тамбовский областной суд, заявитель просит принятые по делу акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Приводя положения статей 525, 526 Гражданского кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, указывает, что исходя из смысла указанных норм, осуществление закупок для муниципальных нужд осуществляется муниципальным заказчиком, уполномоченным принимать бюджетные обязательства от имени муниципального образования, на основании заключаемого муниципального контракта.
Полагает, что ответственность в данном случае предусмотрена за незаконное удержание заказчиком выделенных ему целевых денежных средств при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Указывает, что МУП «Тамбовтеплосервис» в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Бюджетным кодексом РФ не является ни государственным, ни муниципальным заказчиком, не принимает бюджетные средства и обязательства, не действует от имени муниципального образования, не заключает муниципальные контракты, при заключении контракта не обеспечивает муниципальные нужды.
Ссылается на то, что поставка концентрата минерального «Галит» осуществлялась за счет средств МУП «Тамбовтеплосервис» для использования в работе на хозяйственные нужды предприятия. В данном случае нарушение срока оплаты товара не может квалифицироваться как действия, содержащие признаки административного правонарушения, отношения по неплатежам со стороны МУП «Тамбовтеплосервис» в адрес поставщика должны рассматриваться в рамках гражданско-правовых споров хозяйствующих субъектов, разногласия, возникшие в связи с исполнением обязательств по оплате поставленного товара, могут быть разрешены, а задолженность взыскана в судебном порядке.
Заявитель считает необоснованными выводы судебных инстанций о том, что МУП «Тамбовтеплосервис», заключив контракт с ООО «Торговый дом Лидер» по результатам электронного аукциона, является муниципальным заказчиком, а поскольку закупка осуществлялась не для обеспечения государственных и минимальных нужд, его действия не образуют состав вмененного административного правонарушения.
Указывает, что как генеральный директор МУП «Тамбовтеплосервис» действовал добросовестно и предпринял все зависящие от него меры, чтобы не допустить просрочку оплаты по контрактам.
В жалобе заявитель также ссылается на то, что весь объем вырабатываемых МУП «Тамбовтеплосервис» тепловой энергии и горячего водоснабжения в полном объеме отгружаются в адрес единой теплоснабжающей организации (ЕТО) – ООО «Тамбовская теплоэнергетическая компания» (ООО «ТТК»). Контракт с ООО «Торговый Дом Лидер», по которому была допущена неоплата и вменяется совершение административного деяния, был заключен 19 февраля 2018 года по результатам проведения электронного аукциона. Процедура закупки инициирована МУП «Тамбовтеплосервис» в январе 2018 года, тогда же были определены и условия закупки, в том числе и последующей оплаты поставки. На тот момент предприятием было заключено мировое соглашение с ООО «ТТК» на сумму 167 006 838, 02 рублей, которое производило оплату за полученную тепловую энергию и горячее водоснабжение по текущим выставленным счетам, а также по мировому соглашению.
Однако, начиная с февраля 2018 года ООО «ТТК» прекратило перечислять на счета МУП «Тамбовтеплосервис» денежные средства за тепловую энергию и горячее водоснабжение, в том числе и по мировому соглашению. Указанные обстоятельства, сложившиеся по независящим от МУП «Тамбовтеплосервис» причинам, привели к образованию задолженности по договору поставки. Со своей стороны коллектив МУП «Тамбовтеплосервис» и персонально генеральный директор ФИО1 приложили все возможные усилия для скорейшего надлежащего исполнения принятых на себя обязательств, в том числе по контракту с ООО «Торговый Дом Лидер».
Полагает, что в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, с учетом наличия в МУП «Тамбовтеплосервис» контрактной службы, генеральный директор МУП «Тамбовтеплосервис» ФИО1 не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Указывает на неправильное определение даты совершения административного правонарушения.
Проверив материалы истребованного дела, изучив доводы жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.
Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе») в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 29 января 2018 года МУП «Тамбовтеплосервис» опубликовало на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок извещение № *** о проведении электронного аукциона на поставку концентрата минерального «Галит». Начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона № ***, а также положениями аукционной документации закупка проводится у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
19 февраля 2018 года МУП «Тамбовтеплосервис» и ООО «Торговый Дом Лидер» заключен контракт № 099 на поставку концентрата минерального «Галит» на сумму 1 076 400 рублей в количестве 207 тонн.
Пунктом 2.6 контракта установлено, что заказчик на основании выставленного поставщиком счета перечисляет платеж в размере 100% от фактически поставленного товара (партии) на склад поставщика, что составляет *** рублей (с учетом НДС 18%, что составляет ***), в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента поставки партии продукции поставщиком на склад заказчика и со дня подписания сторонами товарной накладной (акта сдачи-приемки) на данный товар.
Обществом «Торговый Дом Лидер» контракт был исполнен, что подтверждается: актом приема-передачи товара в количестве 96 тонн на сумму *** рублей; актом приема передачи товара от 21 февраля 2018 года; актом приема передачи товара от 26 февраля 2018 года; актом приема передачи товара от 28 февраля 2018 года; актом приема передачи товара от 01 марта 2018 года; актом приема передачи товара от 02 марта 2018 года; товарной накладной от 02 марта 2018 года № 7.
Вместе с тем, МУП «Тамбовтеплосервис» не произвело своевременно оплату ООО «Торговый Дом Лидер» поставленного товара по контракту № 099 от 19 февраля 2018 года, в связи с чем в действиях заказчика - МУП «Тамбовтеплосервис» установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - генерального МУП «Тамбовтеплосервис» ФИО1, подписавшего контракт № 099 от 19 февраля 2018 года и нарушившего срок и порядок оплаты поставленного товара при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом ФИО1 указанного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Доводы настоящей жалобы, аналогичные доводам рассмотренных жалоб, были предметом проверки судебных инстанций и получили правильную оценку в соответствующих актах.
Анализируя положения статей 3 и 15 Закона о контрактной системе и статей 1, 2, 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», судья районного суда исходил из того, что в рассматриваемом случае МУП «Тамбовтеплосервис», заключив контракт с ООО «Торговый Дом Лидер» по результатам электронного аукциона, является муниципальным заказчиком, соответственно должностное лицо правомерно признано надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. При этом судья областного суда обосновано пришел к выводу, что закупка концентрата минерального «Галит» была осуществлена в целях обеспечения функционирования системы теплоснабжения города, обеспечивающей подачу тепловой энергии и горячего водоснабжения потребителям города, а не для собственных нужд МУП «Тамбовтеплосервис».
Как правильно указано в постановлении должностного лица и в решении судьи областного суда, время совершения административного правонарушения по заключенному контракту является следующий день после окончания срока, установленного пунктом 2.6 контракта – 18 марта 2018 года с учетом имеющихся в материалах дела подписанных сторонами актов приема передачи товара от 21, 26, 28 февраля 2018 года, от 01 и 02 марта 2018 года, а также товарной накладной от 02 марта 2018 года №7, которыми подтверждено исполнение поставщиком своих обязательств по контракту.
Доводы жалобы относительно наличия задолженности ООО «Тамбовская теплоэнергетическая компания» за полученную от МУП «Тамбовтеплосервис» тепловую энергию и горячее водоснабжение по текущим выставленным счетам, а также по мировому соглашению, как на причину неисполнения МУП «Тамбовтеплосервис» контракта № 099 от 19 февраля 2018 года, являлись предметом исследования судьей областного суда по основаниям, изложенным в решении суда, правильно признаны несостоятельными и отклонены.
Действия генерального директора МУП «Тамбовтеплосервис» ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание должностному лицу ФИО1 назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в минимальном размере.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления и судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 декабря 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2019 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 10 апреля 2019 года, вынесенные в отношении генерального директора МУП «Тамбовтеплосервис» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу генерального директора МУП «Тамбовтеплосервис» ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Тамбовского областного суда Бурашникова Н.А.