ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1558/17 от 09.01.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

4а – 1558/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<адрес> 09 января 2018 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу начальника управления АО «Транснефть - Приволга» ФИО1 – представителя юридического лица – АО «Транснефть – Приволга» на постановление и.о. заместителя руководителя департамента охоты и рыболовства Самарской области – руководителя охраны животного мира от 28.07.2017, решение Самарского районного суда г. Самары от 22.09.2017 и решение Самарского областного суда от 09.11.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

28.07.2017 постановлением и.о. заместителя руководителя департамента охоты и рыболовства Самарской области – руководителя охраны животного мира юридическое лицо - АО «Транснефть- Приволга» за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением Самарского районного суда г. Самары от 22.09.2017 постановление должностного лица от 28.07.2017 оставлено без изменения.

Решением Самарского областного суда от 09.11.2017 постановление должностного лица от 28.07.2017 и решение районного суда от 22.09.2017 оставлены без изменения.

В надзорной жалобе начальник управления АО «Транснефть - Приволга» ФИО1 указывает на невиновность юридического лица в данном правонарушении, на нарушение должностным лицом и судебными инстанциями норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении, на вынесение постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку мероприятия по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания разрабатываются на момент планирования хозяйственной деятельности (с 22.08.2013 по 10.02.2016), и просит отменить постановление должностного лица и судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.

Согласно статье 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Статьей 28 указанного Федерального закона определено, что Требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 56 Федерального закона от 24.04.1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» установлена ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 года №997 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи.

Пунктом 8 указанных Требований как и статьей 28 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации применительно к настоящим Требованиям утверждают свои требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи.

Исходя из вышеизложенного, а также с учетом особенностей Самарской области, выражающихся в высокой урбанизации территории и сильным прессом антропогенной нагрузки на окружающую среду при большом видовом разнообразии животного и растительного мира, Правительством Самарской области было утверждено Постановление от 30.12.2011 года №880 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области».

Пунктами 6, 7 и 9 указанных Требований установлено, что планируемые мероприятия по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания подлежат согласованию с Министерством лесного хозяйства и Департаментом в порядке и сроки, предусмотренные регламентом взаимодействия между Министерством лесного хозяйства и Департаментом по согласованию планируемых мер, направленных на предотвращение гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области.

Не допускается осуществление хозяйственной деятельности без согласованных мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания, а также без возмещения возможного ущерба, наносимого объектам животного мира и их среде обитания в ходе реализации производственных процессов.

На этапе планирования хозяйственной деятельности в установленном порядке на территории намечаемой деятельности проводятся инженерно-экологические изыскания, результаты которых используются для оценки воздействия намечаемой деятельности на объекты животного мира и среду их обитания и для разработки мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания, а также расчета размеров наносимого ущерба объектам животного мира и среде их обитания.

Пунктом 30 Требований установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды и животного мира.

Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 14.07.2017 главным консультантом управления охраны животного мира департамента охоты и рыболовства Самарской области, на основании приказа руководителя департамента охоты и рыболовства № 89-п от 31.05.2017, проведена плановая документарная и выездная проверка соблюдения требований, установленных правовыми актами в отношении АО «Транснефть – Приволга», в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", пунктов 6, 7 «Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области», утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2011 года №880, юридическим лицом при осуществлении хозяйственной деятельности не соблюдены требования по охране животного мира, выразившиеся в осуществлении хозяйственной деятельности по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов трубопроводной транспортировки нефти без согласованных мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания в ходе реализации производственных процессов, а также без возмещения ущерба, наносимого объектам животного мира и их среде обитания в ходе реализации производственных процессов.

Выявленное нарушение послужило основанием для составления 14.07.2017 главным консультантом управления охраны животного мира департамента охоты и рыболовства Самарской области в отношении юридического лица - АО «Транснефть – Приволга» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, с последующим привлечением к административной ответственности.

В подтверждение, что юридическим лицом - АО «Транснефть - Приволга» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.33 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в судебных решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении 63 №003759 от 14.07.2017 (л.д.11-14); приказ руководителя департамента охоты и рыболовства № 89-п от 31.05.2017 о проведении плановой документарной и выездной проверки соблюдения требований, установленных правовыми актами в отношении АО «Транснефть – Приволга» (л.д.57-60); акт проверки №16 от 14.07.2017 юридического лица - АО «Транснефть – Приволга», с приложенной фототаблицей места совершения правонарушения (л.д.64-71), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности юридического лица - АО «Транснефть - Приволга» в совершении данного административного правонарушения.

В постановлении должностного лица и судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Доводы надзорной жалобы начальника управления АО «Транснефть - Приволга» ФИО1 об отсутствии в действиях юридического лица - АО «Транснефть - Приволга» состава административного правонарушения, являются несостоятельными, поскольку АО «Транснефть – Приволга» осуществляя производственную деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов трубопроводной транспортировки нефти без согласованных мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания, а также без возмещения ущерба, наносимого объектам животного мира и среде их обитания, нарушает требования ст. ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", пунктов 6, 7 «Требований по предотвращению гибели объектов животного мира, при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области», утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2011 года №880, по обеспечиванию охраны животного мира при производственной деятельности Общества, в ходе реализации производственных процессов.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено.

Таким образом, должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях юридического лица - АО «Транснефть - Приволга» состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ.

Довод представителя о том, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку мероприятия по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания разрабатываются на момент планирования хозяйственной деятельности (с 22.08.2013 по 10.02.2016), является несостоятельным, поскольку данное правонарушение относится к длящимся и было выявлено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в июле 2017, в связи с чем, вынесение постановления 28 июля 2017 года соответствует установленному ст. 4.5 КоАП РФ сроку давности привлечения к административной ответственности - один год.

Иные доводы, аналогичные указанным в надзорной жалобе, являлись предметом проверки предыдущими судебными инстанциями, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных решениях, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность судебных решений состоявшихся по делу об административном правонарушении.

При вынесении 28.07.2017 постановления должностным лицом приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, и указана обоснованная правовая мотивировка о виновности юридического лица - АО «Транснефть - Приволга» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, представленные доказательства судья районного суда оценивал по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Нарушений правил оценки доказательств судьей не допущено, оснований для переоценки, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении доказательств и выводов судьи, у суда надзорной инстанции не имеется.

Законность и обоснованность вынесенных должностным лицом постановления от 28.07.2017 и судьей районного суда 22.09.2017 решения проверены судьей областного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, в решении которого от 09.11.2017 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление должностного лица и решение районного судьи с указанием мотивов, по которым судья областного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица и решения районного суда.

Наказание юридическому лицу - АО «Транснефть - Приволга» назначено в соответствии с законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и обстоятельств дела, имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции ст.8.33 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения постановления должностного лица и состоявшихся судебных решений отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление и.о. заместителя руководителя департамента охоты и рыболовства Самарской области – руководителя охраны животного мира от 28.07.2017, решение Самарского районного суда г. Самары от 22.09.2017 и решение Самарского областного суда от 09.11.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП, в отношении юридического лица – АО «Транснефть - Приволга» оставить без изменения, а надзорную жалобу начальника управления АО «Транснефть - Приволга» ФИО1 – представителя юридического лица – АО «Транснефть – Приволга» оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров