4а-1576/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 18 января 2018 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу заместителя руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о.Самара Михалкина Р.Е. на постановление №92-12687-17/4 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20.03.2017г., решение Красноглинского районного суда г.Самары от 12.07.2017г., решение Самарского областного суда от 24.08.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.3 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о. Самара Михалкина Романа Евгеньевича,
установил:
постановлением №92-12687-17/4 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20.03.2017г. должностное лицо - заместитель руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного виде № 325 «Незабудка» г.о. Самара - Михалкин Р.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.3 ст. 7.30 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей за нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки на оказание услуг по теплоснабжению у единственного поставщика (исполнителя) более чем на один рабочий день.
Решением Красноглинского районного суда г.Самары от 12.07.2017г. постановление должностного лица от 20.03.2017г. оставлено без изменения.
Решением Самарского областного суда от 24.08.2017г. постановление должностного лица от 20.03.2017г. и решение районного суда от 12.07.2017г. оставлены без изменения.
В надзорной жалобе заместитель руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о.Самара Михалкин Р.Е., просит отменить состоявшиеся постановление должностного лица и судебные решения, считая необъективными, указывает на необходимость освобождения от административного наказания за малозначительностью совершенного правонарушения; обращает внимание на необходимость проведения административного расследования.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения надзорной жалобы не имеется.
Согласно части 2 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.3 ст.7.30 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 07.02.2017г. прокуратурой Красноглинского района г.Самары во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в МБОУ «Детский сад комбинированного вида №325 «Незабудка» в ходе которой выявлено нарушение должностным лицом - заместителем руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о.Самара Михалкиным Р.Е. требований, предусмотренных ч.2 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 07.02.2017г. прокурором Красноглинского района г.Самары в отношении должностного лица - заместителя руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о.Самара Михалкина Р.Е. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.3 ст. 7.30 КоАП РФ и направлено на рассмотрение в УФАС по Самарской области, которым 20.03.2017г. установлено, что МДОУ «Детский сад комбинированного вида №325 «Незабудка» г.о.Самара в силу требований ст.ст. 432,433 ГК РФ контракт на оказание услуг по теплоснабжению с ЗАО «СУТЭК» заключен в период с 12.01.2017г. по 18.01.2017г., т.е. в период его поступления в адрес ЗАО «СУТЭК» (исполнителя), а извещение о проведении данной закупки в единой информационной системе сети «Интернет» на сайте – zakupki.gov.ru размещено только 15.02.2017г. т.е. через 35 дней после заключения контракта, чем нарушено требование ч.2 ст.93 ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе…» и совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ.
В подтверждение, что должностным лицом – заместителем руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о. Самара Михалкиным Р.Е. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1.3 ст.7.30 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.02.2017г. (л.д.98); приказ (распоряжение) о приеме работника на работу, согласно которому Михалкин Р.Е. с 02.12.2013г. принят на должность заместителя руководителя по контрактам в МДОУ детский сад №325 г.о.Самара (л.д.102); должностная инструкция контрактного управляющего (л.д.103-106); копия заявления МДОУ «Детский сад комбинированного вида №325 «Незабудка» г.о. Самара о заключении контракта на оказание услуг по теплоснабжению, согласно отметки входящей корреспонденции оферта получена ЗАО «СУТЭК» 12.12.2016г. (вх.№3642) (л.д.74); сопроводительное письмо ЗАО «СУТЭК» о направлении подписанного Контракта на теплоснабжение со стороны исполнителя, который Михалкин Р.Е. получил 27.12.2016г., о чем свидетельствует его подпись (л.д.75); объяснения управляющего ЗАО «СУТЭК» ФИО3 от 02.02.2017г., согласно которым подписанный заказчиком Контракт на оказание услуг по теплоснабжению поступил в адрес ЗАО «СУТЭК» в период с 12.01.2017г. по 18.01.2017г. (л.д.114); объяснения заведующей МДОУ ДС №325 ФИО4 от 01.02.2017г., согласно которым подписанный МДОУ «Детский сад комбинированного вида №325 «Незабудка» г.о. Самара Контракт на оказание услуг по теплоснабжению направлен в адрес ЗАО «СУТЭК» 12.01.2017г. без даты подписания, поскольку дата в указанном Контракте проставляется после размещения извещения на сайте, план закупок и извещение об указанных закупках до настоящего времени на сайте ЕИС zakupki.gov.ru не размещены (л.д.130), – поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица – заместителя руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о. Самара Михалкина Р.Е. в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка, действия заместителя руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о. Самара Михалкина Р.Е. правильно квалифицированы по ч.1.3 ст.7.30 КоАП РФ.
Судья Красноглинского районного суда г.Самары, рассматривая 12.07.2017г. жалобу на постановление должностного лица административного органа от 20.03.2017г., правильно пришел к выводу об обоснованности привлечения заместителя руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о. Самара Михалкина Р.Е. к административной ответственности по ч.1.3 ст.7.30 КоАП РФ, и в решении районного судьи указаны мотивы на основании которых сделан обоснованный вывод о виновности заместителя руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о. Самара Михалкина Р.Е. в совершении указанного правонарушения.
Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления от 20.03.2017г. и решения Красноглинского районного суда г.Самары от 12.07.2017г. о привлечении заместителя руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о. Самара Михалкина Р.Е. к административной ответственности по ч.1.3 ст.7.30 КоАП РФ в полном объеме проверены судьей Самарского областного суда с соблюдением требований ст.ст.30.6 - 30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на указанные постановление и решение, и в решении от 24.08.2017г. дана надлежащая правовая оценка, в том числе доводам, аналогичным изложенным в надзорной жалобе, и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств в пределах санкции ч.1.3 ст.7.30 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на не проведение УФАС по Самарской области административного расследования, обоснованно отклонена судьей районного суда, как основанная на ошибочном толковании норм права.
Исходя из положений части 1 статьи 28.7 КоАП РФ решение вопроса о проведении или не проведении административного расследования оставлено законодателем на усмотрение должностного лица и зависит от обстоятельств конкретного дела.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010г. N 13) предусмотрено, что вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении, а также прокурором (часть 2 статьи 28.7 КоАП РФ).
Таким образом, вопрос о проведении административного расследования в данном случае самостоятельно решается прокурором при возбуждении дела об административном правонарушении. В рассматриваем случае, прокурором не усмотрены основания для проведения административного расследования.
Не имеют правового значения доводы об отсутствии возможности своевременного размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки в ЗАО «СУТЭК», поскольку такое размещение, в соответствии с ч.2 ст.93 ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе…», осуществляется не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта, является обязательным без каких-либо условий и оговорок и зависело от утвержденного плана финансово-хзяйственной деятельности организации и согласования плана закупок.
Приказом заведующей МБОУ детский сад №325 г.о. Самара от 02.12.2013г. Михалкин Р.Е. назначен заместителем руководителя по контрактам (контрактным управляющим) по обеспечению деятельности контрактной системы в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетного учреждения, обязанности которого он исполнял на момент совершения административного правонарушения.
Согласно п.2.9 Должностной инструкции, на контрактного управляющего возлагается осуществление подготовки и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок. Пунктом 4.3 Инструкции установлена ответственность контрактного управляющего за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным законодательством РФ.
Материалами дела установлено, что датой заключения контракта на оказание услуг по теплоснабжению с ЗАО «СУТЭК» является период с 12.01.2017г. по 18.01.2017г., в связи с чем, извещение о проведении закупки на оказание услуг по теплоснабжению подлежало размещению в единой информационной системе не позднее 12.01.2017г. План финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год и на плановый период 2018-2019 г.г. утвержден заместителем руководителя Департамента образования 24.01.2017г. Извещение о проведении данной закупки размещено Заказчиком в единой информационной системе 15.02.2017г. через 35 дней после заключения контракта в нарушение требований ч.2 ст.93 ФЗ от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе…».
Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств принятия заместителем руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о. Самара Михалкиным Р.Е. необходимых, достаточных и своевременных мер для соблюдения требований ч.2 ст.93 ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе…», а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства, при этом Михалкин Р.Е., осведомленный о невозможности размещения извещения о проведении закупки на оказание услуг по теплоснабжению до утверждения Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год и на плановый период 2018-2019 г.г., направил 12.12.2016г. заявление (оферту) о заключении контракта на оказание услуг по теплоснабжению в ЗАО «СУТЭК», что привело к преждевременному заключению контракта на оказание услуг по теплоснабжению, которое уже не зависело от воли Заказчика и регулировалось нормами Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к данной норме, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.
Частью 2 ст.12 Закона о контрактной системе установлено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации возлагает ответственность за нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при осуществлении закупки на оказание услуг по теплоснабжению у единственного поставщика (исполнителя) ЗАО «СУТЭК» на должностное лицо Заказчика МДОУ «Детский сад комбинированного вида №325 «Незабудка» г.о. Самара - заместителя руководителя по контрактам (контрактного управляющего) Михалкина Р.Е., а соблюдение сроков размещения такой информации подлежит безусловному исполнению.
Ссылка в надзорной жалобе на то, что совершенное должностным лицом – заместителем руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о. Самара Михалкиным Р.Е. правонарушение является малозначительным, не может быть принята во внимание.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом, понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Основным критерием при решении данного вопроса является наличие или отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав правонарушения по данному делу является формальным. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд охраняет данные общественные отношения, имеет цель обеспечения добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Поэтому факт совершения правонарушения предусмотренного ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ, не ставится в зависимость от наличия (или отсутствия) наступивших последствий.
В данном случае, опасность совершенного правонарушения заключается в ненадлежащем отношении привлеченного к ответственности должностного лица к возложенным обязанностям контрактного управляющего, а потому оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется. Таким образом, изложенные в надзорной жалобе доводы не свидетельствуют о возможности освобождения Михалкина Р.Е. от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности заместителя руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о. Самара Михалкина Р.Е. в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении и судебными инстанциями при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица не нарушен, неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу юридического лица, не усматривается.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Состоявшиеся постановление должностного лица от 20.03.2017г. и судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление №92-12687-17/4 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20.03.2017г., решение Красноглинского районного суда г.Самары от 12.07.2017г., решение Самарского областного суда от 24.08.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.3 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 325 «Незабудка» г.о. Самара Михалкина Романа Евгеньевича, оставить без изменения, надзорную жалобу заместителя руководителя по контрактам МДОУ «Детский сад комбинированного виде № 325 «Незабудка» г.о.Самара Михалкина Р.Е. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров