ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1582/17 от 26.12.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 4а-1582/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 26 декабря 2017 г.

Заместитель председателя Кемеровского областного суда Ордынский А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа» Кемеровского муниципального района, по жалобе законного представителя учреждения на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кемеровского судебного района от 31 августа 2017 г., решение Кемеровского районного суда от 3 октября 2017 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Кемеровского судебного района от 31 августа 2017 г. МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа» Кемеровского муниципального района было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере <данные изъяты>

Решением Кемеровского районного суда от 3 октября 2017 г. в удовлетворении жалобы на постановление учреждению было отказано.

В жалобе директор МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа» Кемеровского муниципального района просит постановление и решение отменить, ссылаясь на то, что при рассмотрении дела и жалобы не проверена законность предписания; учреждение не является надлежащим субъектом правонарушения в части обустройства противопожарного водоема; в материалах дела отсутствуют сведения о дате введения в эксплуатацию здания школы либо о проведении капитального ремонта здания.

Проверив материалы дела, считаю, что постановление и решение подлежат отмене по следующим основаниям.

Рассматривая дело, мировой судья установил, что МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа» Кемеровского муниципального района не выполнило в установленный срок, до 3 июля 2017 г., пункты 1, 5, 6, 7 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных ст. ст. 6, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. ст. 32, 62, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 2.11 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», п.п. 4.1, 5.2 СП 8.13130, п.п.5.10, 5.11, 6.1, 7.3, 7.6, СП 31.13330.2012, п.п. 5.2.2, 5.6.2 СП 4.13130.2013, согласно которым требовалось привести в исправное состояние наружное противопожарное водоснабжение (пожарный водоем) школы в <адрес> Кемеровского района (п.1); обеспечить наружным противопожарным водоснабжением (пожарным водоемом либо пожарным гидрантом) здание школы и детского сада в <адрес> Кемеровского района (п.5); здание школы и детского сада в <адрес> Кемеровского района, относящееся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1, размещенное в общественном здании иного класса функциональной пожарной опасности, не выделено в самостоятельные пожарные отсеки; в здании размещаются четыре организации: на первом этаже: <данные изъяты>, на втором этаже – <данные изъяты> (п.6,7).

В подтверждение данного вывода мировой судья сослался на акт проверки, выписки из ЕГРЮЛ, согласно которым здания школы в указанных населенных пунктах находятся в оперативном управлении МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа», договоры безвозмездного пользования нежилыми помещениями.

Однако, ссылаясь на нарушение учреждением перечисленных требований пожарной безопасности, мировой судья не учел, что в соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Поскольку обязанность принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности законом возложена на собственника объекта защиты либо на лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться таким объектом, определение лица, ответственного за выполнение требований технических регламентов пожарной безопасности - собственника или лица, владеющего объектом защиты, с учетом особенностей правового статуса школы, как бюджетного образовательного учреждения было необходимо.

Бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником, финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения также возлагается на собственника.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, собственник должен передать учреждению в управление здание, соответствующее требованиями пожарной безопасности, либо обеспечить выполнение таких требований самостоятельно или путем выделения учреждению денежных средств на эти цели.

В связи с изложенным следует придти к выводу о том, что отсутствие системы наружного противопожарного водоснабжения (водоема) является нарушением, допущенным при проектировании и строительстве здания, но не при его эксплуатации. Причины неисправного состояния пожарного водоема школы в <адрес>, передача школе данного водоема в исправном состоянии в материалах дела не указаны и не установлены при рассмотрении дела и жалобы.

Таким образом, административным органом не доказано нарушение МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа» требований пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии противопожарного водоема, неисправного состояния пожарного водоема.

Пункты 5.2.2, 5.6.2 СП 4.13130.2013 предусматривают, что объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется. Объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 должны размещаться в отдельно стоящих зданиях либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования на первых этажах зданий класса Ф1.3 выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Согласно подпункту 1.1 п. 1 СП 4.13130 настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

Сведений о введении в эксплуатацию либо о проведении капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения, при проведении которых должны быть учтены действующие требования пожарной безопасности, позже даты вступления в законную силу ст. 32 Федерального закона № 123-ФЗ, на объекте защиты – здании школы и детского сада в <адрес>, материалы дела не содержат.

Указанные нарушения не были устранены районным судом при рассмотрении жалобы.

При таких обстоятельствах постановление и решение нельзя признать законными и обоснованными.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, по делу истек, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кемеровского судебного района от 31 августа 2017 г., решение Кемеровского районного суда от 3 октября 2017 г. отменить.

Производство по делу прекратить ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Заместитель председателя суда А.В. Ордынский