ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-158/18 от 05.07.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Дело №4а-158/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Салехард 5 июля 2018 года

Председатель суда Ямало-Ненецкого автономного округа Патлатюк В.А., рассмотрев жалобу Гаврилан Е.В. - представителя АО «Ямалкоммунэнерго» по доверенности, на вступившие в законную силу решение Тазовского районного суда от 24 января 2018 года и решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго»,

установил:

постановлением заведующего Тазовским сектором государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора - старшего государственного инспектора ЯНАО в области охраны окружающей среды №770 от 15 ноября 2017 года, юридическое лицо - АО «Ямалкоммунэнерго» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ста тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Тазовского районного суда от 24 января 2018 года, с которым 13 марта 2018 года согласился судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа, постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе на вступившие в законную силу судебные решения представитель юридического лица просит их отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что правонарушению дана неверная квалификация, обязанность по разработке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не предусмотрена законодательством об охране окружающей среды, а предусмотрена законодательством в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Автор жалобы указывает, что дело об административном правонарушении рассмотрено не уполномоченным лицом. Кроме этого, представитель юридического лица обращает внимание, что на момент проверки АО «Ямалкоммунэнерго» не осуществляло эксплуатацию склада горюче-смазочных материалов в связи с расторжением договора аренды имущества.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 39 названного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды (п.1 ст.46 Федерального закона об охране окружающей среды).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, согласно пункту 2 которых в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки по информации Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» выявлены нарушения требований природоохранного законодательства.

Так, АО «Ямалкоммунэнерго» на территории площадки нефтебазы, расположенной севернее села Антипаюта Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляло деятельность по хранению и складированию нефти, продуктов переработки с проектной вместимостью менее 200 тыс.тонн, находящихся в трех стальных вертикальных цилиндрах.

При проведении проверки установлено, что Акционерным обществом план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в установленном законом порядке не разработан.

Фактические обстоятельства дела подтверждены исследованными судебными инстанциями доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности неуполномоченным должностным лицом являются несостоятельными.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года №297-П утверждено Положение о департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа согласно которому, департамент является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и государственный надзор, а также обеспечивающим реализацию полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации в области использования и охраны недр, водных объектов, лесов, в том числе земель лесного фонда, объектов животного мира; охраны окружающей среды, а также организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня; ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Таким образом, постановление о привлечении АО «Ямалкоммунэнерго» к административной ответственности вынесено должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями.

Доводы о неверной квалификации бездействий юридического лица являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в судебных решениях.

Доводы жалобы о том, что на момент проверки АО «Ямалкоммунэнерго» расторгло договор аренды имущества и не осуществляло эксплуатацию объектов нефтебазы не являются основанием для вывода об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку материалами дела установлено, что в период эксплуатации объектов план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов АО «Ямалкоммунэнерго» разработан не был.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено. Оснований для отмены или изменения постановленных по делу судебных решений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение Тазовского районного суда от 24 января 2018 года и решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго», оставить без изменения, а жалобу Гаврилан Е.В., - без удовлетворения.

Председатель суда

Ямало-Ненецкого автономного округа (подпись) В.А.Патлатюк

Копия верна:

Председатель суда

Ямало-Ненецкого автономного округа В.А.Патлатюк