ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-15/2017 от 30.01.2017 Орловского областного суда (Орловская область)

Дело -А-286/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 января 2017 года г.Орел

Заместитель председателя Орловского областного суда Е.Н. Суворова, рассмотрев жалобу Нечаевой Н.А., на решение судьи Советского районного суда г. Орла от 06 сентября 2016 г. и решение судьи Орловского областного суда от 11 ноября 2016 г., вынесенные в отношении Нечаевой Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области от <дата> начальник отдела внешнеэкономических связей АО «<...>» Нечаева Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> руб.

Решением судьи Советского районного суда от 04 июля 2016 г. жалоба Нечаевой Н.А. удовлетворена, постановление отменено, производство по делу прекращено.

Решением судьи Орловского областного суда от 12 августа 2016 г. вышеуказанное решение отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в районный суд.

Решением судьи Советского районного суда г. Орла от 06 сентября 2016г. постановление от 05 апреля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела внешнеэкономических связей акционерного общества «Протон» Нечаевой Н.А. оставлено без изменения, а жалоба Нечаевой Н.А. – без удовлетворения

В жалобе, поданной в Орловский областной суд, Нечаева Н.А. просит об отмене вынесенного в отношении нее постановления и судебных решений, считая их незаконными и необоснованными.

Считает, что срок 15 рабочих дней для предоставления в уполномоченный банк статистической формы учета перемещения товаров, был отменен Центральным Банком Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) <дата> г. В связи с этим, на дату привлечения Нечаевой Н.А. к административной ответственности сроки, установленные законодательными и нормативными актами в области валютного регулирования не существовали. Данные обстоятельства указываются в вынесенном постановлении и в решениях судов, а именно то, что действующими нормативно-правовыми актами РФ не установлен предельный срок, в течение которого резидент должен представить в банк ПС статистическую форму перемещения товаров.

Утверждает, что информационное письмо ЦБ РФ не может являться нормативно – правовым актом по вопросам валютного регулирования.

Приводит довод о том, что в действующей Инструкции Банка России от 04 июня 2012 г. № 138-И отсутствуют предельные сроки представления в уполномоченный банк статистических форм учета перемещения товаров.

Полагает, что в силу ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов валютного регулирования и актов органов валютного контроля, толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Ссылается на то, что ее привлекли к административной ответственности за действие третьего лица, т.е. банка, поскольку он самостоятельно закрыл паспорт сделки и в известность ее не ставил.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа, в частности на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного административного правонарушения заключается в нарушении правил осуществления валютных операций, которые установлены в целях валютного контроля, а именно в несоблюдении установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, в нарушении установленных правил оформления паспортов сделок, установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.

Согласно пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту ФЗ № 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 ФЗ № 173-ФЗ).

В силу пп. 9.1.2 п. 9.1 Инструкция Банка России от 04 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее по тексту – Инструкция № 138-И), в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров, установленную Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2011 года № 40 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011 г., № 6, ст. 889; № 22, ст. 3183) (далее - статистическая форма учета перемещения товаров), которую резидент представляет в банк ПС в порядке, установленном в абзаце третьем настоящего подпункта.

Статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк ПС после ее оформления и представления в таможенные органы без представления справки о подтверждающих документах. Если статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк ПС одновременно со справкой о подтверждающих документах и другими подтверждающими документами, указанными в абзацах первом и втором настоящего подпункта, резидент заполняет справку о подтверждающих документах на основании других подтверждающих документов, указанных в абзацах первом и втором настоящего подпункта.

Статистическая форма учета перемещения товаров является одним из подтверждающих документов, перечисленных в подпункте 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции № 138-И.Исходя из абзаца третьего подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции № 138-И представление резидентом в банк ПС статистической формы учета перемещения товаров является обязательным.

Статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк ПС одновременно с другими подтверждающими документами, указанными в абзацах первом и втором подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции № 138-И, если на момент представления резидентом в банк ПС указанных документов она оформлена и представлена в таможенные органы. В этом случае сведения о статистической форме учета перемещения товаров как о подтверждающем документе не отражаются в справке о подтверждающих документах.

В случае если на момент представления резидентом в банк ПС документов, указанных в абзаце первом и втором подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции № 138-И (за исключением статистической формы учета перемещения товаров), указанная статистическая форма еще не оформлена и не представлена в таможенные органы, то она представляется резидентом в банк ПС позже без представления справки о подтверждающих документах.

Информационным письмом Банка России от 21 января 2014 г. № 43 «Вопросы по применению Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» разъяснено, что исходя из абзаца третьего подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции № 138-И представление резидентом в банк ПС статистической формы учета перемещения товаров является обязательным.

На момент закрытия паспорта сделки резидентом должны быть представлены в уполномоченный банк все статистические формы учета перемещения товаров, в которых содержатся сведения об отгруженных (полученных) товарах в рамках контракта.

В случае если статистические формы учета перемещения товаров не были представлены резидентом на момент закрытия в банк ПС либо представлены не все статистические формы учета перемещения товаров, то банк ПС сообщает о нарушении абзаца третьего подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции «138-И в порядке, установленном Положением Банка России от 20 июля 2007 г. № 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

Согласно статьи 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Установлено, что начальник отдела внешнеэкономических связей АО «<...>» Нечаева Н.А. привлечена к административной ответственности за нарушения пп. 9.1.2 п.9.1 Инструкции № 138-И, выразившиеся в том, что статистические формы учета перемещения товаров на сумму 20 357,50 руб. и 31000 руб. представлены резидентом – АО «Протон» в уполномоченный банк – филиал ОРУ ПАО «МИнБ» 09 февраля 2016 г., то есть с нарушением срока на 71 день, который исчисляется с момента закрытия паспорта сделки – 30 ноября 2015 г.

Факт совершения Нечаевой Н.А. административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно:

- протоколом об административном правонарушении от 23 марта 2016 г. (т.1 л.д. 8-13);

- статистическими формами учета перемещения товаров во взаимной торговле РФ с государствами членами таможенного союза (т.1 л.д.,102,130);

- паспортами сделки (т.1 л.д.92-95).

Постановление о привлечении Нечаевой Н.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

С учетом изложенных обстоятельств, выводы суда первой инстанции основываются на достоверных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Судья областного суда при рассмотрении жалобы на решение районного судьи проверил дело в полном объеме, дал надлежащую оценку всем доводам жалобы и вынес законное и обоснованное решение.

При таких обстоятельствах, вывод судебных инстанций о наличии в действиях Нечаевой Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, является правильным.

Довод жалобы о том, что информационное письмо ЦБ РФ не может являться нормативно – правовым актом по вопросам валютного регулирования, несостоятелен, поскольку Информационное письмо № 43 является документом, содержащим официальное толкование по применению положений Инструкции № 138-И, в связи с чем, данным письмом необходимо руководствоваться при решении вопроса о сроках предоставления статистической формы учета перемещения товара в банк ПС.

Не влечет отмену судебных постановлений и довод жалобы о том, что Нечаеву Н.А. привлекли к административной ответственности за действие третьего лица, т.е. банка, поскольку он самостоятельно закрыл паспорт сделки и в известность ее не ставил, т.к. она привлечена к административной ответственности за совершение конкретного административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении валютного законодательства.

Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения является несостоятельным, поскольку статистические формы учета перемещения товаров в уполномоченный банк были представлены Нечаевой Н.А. 09 февраля 2016 г., то есть за пределами установленного срока.

Иные доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судебных инстранций не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Жалоба Нечаевой Н.А. не содержит правовых аргументов, которые могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебных постановлений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановила:

постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области от 05 апреля 2016 г., решение судьи Советского районного суда г. Орла от 06 сентября 2016 г. и решение судьи Орловского областного суда от 11 ноября 2016 г. вынесенные в отношении Нечаевой Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Нечаевой Н.А. - без удовлетворения.

Заместитель председателя суда Е.Н. Суворова