ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-160/2017 от 07.04.2017 Курганского областного суда (Курганская область)

4А-160/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Курган 7 апреля 2017 г.

Заместитель председателя Курганского областного суда Роот А.В., рассмотрев жалобу ТСЖ «9 Мая, 2Д» на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 47 судебного района г. Кургана Курганской области от 29 ноября 2016 г., вынесенное в порядке исполнения обязанностей мирового судьи судебного участка № 48 судебного района г. Кургана Курганской области, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 16 января 2017г. по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 47 судебного района г. Кургана Курганской области от 29 ноября 2016 г., вынесенным в порядке исполнения обязанностей мирового судьи судебного участка № 48 судебного района г. Кургана Курганской области,

Товарищество собственников жилья «9 Мая, 2Д» (далее – ТСЖ «9 Мая, 2Д»), юридический адрес: <адрес>, ИНН , ОГРН ,

признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <...> рублей.

Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 16 января 2017 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В жалобе представитель ТСЖ «9 Мая, 2Д» выражает несогласие с принятыми судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что материалы дела не содержат надлежащих сведений о получении ТСЖ запроса о предоставлении необходимой информации, приказа о проведении внеплановой документарной проверки, извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Указывая на существенность допущенных процессуальных нарушений, полагал, что направление запроса и извещения на адрес электронной почты ТСЖ не позволяло должностному лицу удостовериться в его надлежащем получении и прочтении. Также обращал внимание, что административный протокол и акт, составленные в отношении ТСЖ «9 Мая, 2Д», были направлены ТСЖ не по юридическому адресу лица, привлекаемого к ответственности.

Проверив материалы дела, оснований для отмены судебных актов не нахожу.

Статьей 19.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.16, ч. 2 ст. 6.31, ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 8.28.1, ст. 8.32.1, ч. 5 ст. 14.5, ч. 2 ст. 6.31, ч. 4 ст. 14.28, ст.ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.

В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 29 августа 2016 г. и.о. начальника Государственной жилищной инспекции Курганской области был вынесен приказ о проведении проверки в отношении ТСЖ «9 Мая, 2Д» с целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника многоквартирного дома.

В связи с проведением проверки 2 сентября 2016 г. в адрес ТСЖ «9 Мая, 2Д» направлен запрос -К о предоставлении необходимых для проведения проверки документов, а именно: копии протокола собрания членов товарищества по выбору состава правления товарищества, письменно оформленные решения каждого члена товарищества по данному вопросу, копию трудового договора с управляющим, копию протокола по выбору правления; в запросе установлен срок представления документов – в течении 5 дней со дня получения указанного запроса.

Указанный запрос был направлен ТСЖ «9 Мая, 2Д» на адрес электронной почты «<адрес>» и согласно отчету сервиса об отправке доставлен получателю 2 сентября 2016 г.

Однако истребованные документы ТСЖ «9 Мая, 2Д» в Государственную жилищную инспекцию Курганской области не были представлены ни в установленный 5-дневный срок, ни по истечении установленных ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ десяти рабочих дней со дня получения запроса.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, приказом о проведении проверки от 29 августа 2016 г. , запросом -К от 2 сентября 2016 г., актом проверки от 22 сентября 2016 г. .

Таким образом, по истечении установленных законом 10 рабочих дней, то есть с 16 сентября 2016 г., в действиях юридического лица усматривались признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 19.7 КоАП РФ.

Вывод судебных инстанций о наличии в действиях ТСЖ «9 Мая, 2Д» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые были исследованы и оценены судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что ТСЖ «9 Мая, 2Д» не было надлежащем образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, состоятельными признаны быть не могут ввиду следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Системный анализ положений ст.ст. 25.4 и 28.2 КоАП РФ приводит к выводу о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

КоАП РФ не содержит каких-либо положений, ограничивающих возможность извещения лиц посредством направления уведомления электронной почтой, в связи чем, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Как следует из материалов дела, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо было уведомлено посредством направления ему извещения по адресу электронной почты «Tszx9may2d@yandex.ru», указанном на официальном сайте Государственной корпорации–Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; данное отправление согласно отчету электронного сервиса по указанному электронному адресу было доставлено.

В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в ч. 2 ст. 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

В пп. «а» п. 5 указанного Стандарта установлено, что управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 6 Стандарта).

Приказом Минрегиона России № 124 от 2 апреля 2013 г. утвержден Регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и определен официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Согласно данному нормативному правовому акту определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.

Пункт 3 Стандарта раскрытия информации, содержит виды информации, которую управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать.

В соответствии с п. 8 Стандарта раскрытия информации раскрытие управляющей организацией информации осуществляется по формам, утвержденным Приказом Минстроя России от 22 декабря 2014 г. № 882/пр.

Согласно утвержденной формы № 1.1 «Общая информация об управляющей организации, товариществе, кооперативе» раскрытию, в частности, подлежит информация о: фирменном наименовании юридического лица (согласно уставу организации), сокращенном наименовании, Ф.И.О. руководителя, основном государственном регистрационном номере/основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя (ОГРН/ОГРНИП), идентификационном номере налогоплательщика (ИНН), месте государственной регистрации юридического лица (месте нахождения юридического лица), почтовом адресе, адресе электронной почты, официальном сайте в сети Интернет, контактных телефонах, факсе, режиме работы, в том числе часах личного приема граждан и т.д.

Нарушение установленных стандартом порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет административную ответственность, предусмотренную особенной частью КоАП РФ.

Таким образом, размещение ТСЖ «9 Мая, 2Д» на официальном сайте www.reformagkh.ru в числе прочей обязательной информации сведений о юридическом адресе организации (<адрес>) и адресе электронной почты («<адрес>») предоставляло возможность заинтересованному должностному лицу обращаться к данной информации, обоснованно считая ее достоверной, а также извещать (уведомлять) привлекаемое к административной ответственности лицо по указанному на официальном сайте www.reformagkh.ru адресам регистрации и электронной почты ТСЖ «9 Мая, 2Д» о времени и месте составления административного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

Возможные риски и ответственность, связанные с недостоверностью размещенной ТСЖ «9 Мая, 2Д» на официальном сайте информации либо ее неполучением, несет товарищество, на котором в соответствии с положениями приведенного выше законодательства лежит обязанность надлежащего размещения такой информации.

С учетом изложенного следует признать, что ТСЖ «9 Мая, 2Д» было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола посредством направления юридическому лицу извещения на адрес электронной почты «<адрес>», а имевшиеся у жилищного инспектора сведения о доставке электронного сообщения – достаточными, чтобы должностное лицо удостоверилось в надлежащем получении сообщения адресатом.

При таких обстоятельствах должностное лицо правомерно составило акт и протокол по делу об административном правонарушении в отсутствие неявившегося представителя ТСЖ «9 Мая, 2Д», надлежаще уведомленного о времени и месте его составления.

Следовательно, при составлении протокола об административном правонарушении положения ст. 28. 2 КоАП РФ, обеспечивающие гарантии прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, были соблюдены.

По изложенным выше основаниям отклоняются и доводы жалобы ТСЖ «9 Мая, 2Д» о неполучении товариществом самого запроса о предоставлении требуемой информации, направлявшегося по адресу электронной почты, а также о неполучении юридическим лицом копий протокола и акта проверки, направлявшихся заказной корреспонденцией по адресу, указанному на официальном сайте www.reformagkh.ru (<адрес>), который не соответствует адресу юридического лица, имеющемуся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (<адрес>).

Действия ТСЖ «9 Мая, 2Д» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ТСЖ «9 Мая, 2Д» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 19.7 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, наличия отягчающих обстоятельств, к которым суд правомерно отнес повторность правонарушения (ст. 4.3 КоАП РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 47 судебного района г. Кургана Курганской области от 29 ноября 2016 г., вынесенное в порядке исполнения обязанностей мирового судьи судебного участка № 48 судебного района г. Кургана Курганской области, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 16 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Товарищества собственников жилья «9 Мая, 2Д» – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Курганского областного суда А.В.Роот