ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-161 от 02.06.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

4а-161

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 июня 2015 года город Архангельск

Исполняющий обязанности председателя Архангельского областного суда Д.А. Григорьев, рассмотрев истребованное по жалобе защитника муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" Олейникова А.В. дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Новодвинского судебного района Архангельской области, от 30 января 2015 года муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 17 апреля 2015 года жалоба защитника Олейникова А.В. на указанное постановление оставлена без удовлетворения.

Защитник юридического лица Олейников А.В. в жалобе в областной суд просит отменить вступившие в законную силу судебные постановления, мотивирует жалобу тем, что предприятием проведены мероприятия по энергоэфективности, в жилом доме установлена автоматическая система включения и выключения света при приходе (уходе) людей, поэтому событие и состав административного правонарушения отсутствуют.

Проверив в интересах законности дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для её удовлетворения.

Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" (сокращенное наименование МУП "Жилкомсервис") в соответствии с договором управления от 16 июня 2006 года является управляющей организацией многоквартирного жилого дома по улице Мира в городе Новодвинске (л.д.31-44, 45-61,166-204).

Жители многоквартирного жилого дома по улице Мира в городе Новодвинске обратились с заявлением в Государственную жилищную инспекцию Архангельской области о нарушении управляющей компанией установленных законодательством требований энергетической эффективности и оснащенности указанного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов (л.д.66-67).

В связи с поступившим обращением, должностные лица Государственной жилищной инспекции Архангельской области на основании распоряжения заместителя руководителя инспекции от 07.10.2014 № СЗ-01/01-15/2765 провели внеплановую выездную проверку соблюдения МУП "Жилкомсервис" установленных законодательством требований энергетической эффективности и оснащенности указанного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Уведомление о проведении проверки получено МУП "Жилкомсервис" 07.10.2014г (л.д.30)

Проверкой выявлены нарушения обязательных требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений указанного дома.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 08.10.2014 N СЗ-01/02-06/1506, МУП "Жилкомсервис" выдано предписание от 09.10.2014 N СЗ-01/02-12/1506 об устранении нарушений, выразившихся в отсутствии в местах общего пользования энергоэффективных ламп, срок исполнения предписания установлен до 01.11.2014г (л.д.17-18, 25-27).

Проверкой исполнения предписания, проведенной должностными лицами Государственной жилищной инспекции Архангельской области 09 декабря 2014 года, установлено, что МУП "Жилкомсервис" предписание не выполнило, о чем составлен акт и протокол об административном правонарушении. Материалы проверки и протокол об административном правонарушении направлены мировому судье на рассмотрение (л.д. 1-9, 11-13).

Выяснив обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, мировой судья квалифицировал совершенное МУП "Жилкомсервис" административное правонарушение по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, образует невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Судья городского суда проверил законность и обоснованность постановления мирового судьи и не установил оснований для отмены вынесенного мировым судьей постановления.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могут повлечь изменение или отмену судебных постановлений, не имеется, нормы материального права истолкованы и применены судьями правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 10 названных Правил общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В силу подпунктом "и" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности урегулированы Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Целью данного Закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" энергосбережение - это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг), а под энергетической эффективностью понимаются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Пунктами 4 и 7 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ установлено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже, чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу с 27.11.2009г.

МУП "Жилкомсервис" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома по улице Мира в городе Новодвинске с июня 2006 года, следовательно, обязано соблюдать требования настоящего Федерального закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности данного дома.

Пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Постановлением правительства Архангельской области от 14.12.2010 N 380-пп утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, на территории Архангельской области.

Согласно п.2.8 раздела II данного Перечня замена ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы является обязательным мероприятием в отношении общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, предписание уполномоченного должностного лица Государственной жилищной инспекции Архангельской области о замене ламп накаливания в местах общего пользования в многоквартирном доме на энергоэффективные лампы являлось законным.

Как установлено судебными постановлениями и не оспаривается защитником в жалобе, МУП "Жилкомсервис" не произвело замену ламп накаливания в местах общего пользования в многоквартирном доме на энергоэффективные лампы, тем самым не выполнило в установленный срок законное предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Доводы жалобы защитника, что МУП "Жилкомсервис" проведены мероприятия по энергоэфективности в доме по улице Мира в городе Новодвинске, установлена автоматическая система включения и выключения света при приходе (уходе) людей, не относятся к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Не влекут отмену судебных постановлений доводы жалобы защитника о нецелесообразности замены установленных в автоматическую систему включения и выключения света ламп накаливания на энергоэффективные лампы.

Целесообразность замены ламп накаливания в местах общего пользования в многоквартирном доме на энергоэффективные лампы заложена в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не может быть предметом усмотрения управляющей организации.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

МУП "Жилкомсервис" не выполнило в установленный срок законное предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства путем замены ламп накаливания в местах общего пользования в многоквартирном доме на энергоэффективные лампы, поэтому правомерно с соблюдением установленного законом порядка привлечено к административной ответственности.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 29 и 30 КоАП РФ, судьями соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

Представленные по делу доказательства оценены судьями по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности с изложением в судебных постановлениях мотивов, по которым одни доказательства положены в основу принятых решений, а другие отвергнуты как недостоверные.

Судебные постановления надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ и обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могут повлечь изменение или отмену судебных постановлений по существу рассмотренного административного правонарушения, не имеется.

Вместе с тем, из резолютивной части постановления мирового судьи подлежит исключению разъяснение о возможности применения административного ареста либо обязательных работ в случае неуплаты штрафа.

Из положения статей 3.9 и 3.13 КоАП РФ следует, что административный арест и обязательные работы назначаются физическим лицам, настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено в отношении юридического лица.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 и статьей 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

исключить из резолютивной части постановления мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Новодвинского судебного района Архангельской области, от 30 января 2015 года разъяснение о возможности применения административного ареста либо обязательных работ в случае неуплаты штрафа.

В остальной части постановление мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Новодвинского судебного района Архангельской области, от 30 января 2015 года и решение судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 17 апреля 2015 года оставить без изменения, жалобу защитника муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" Олейникова А.В. - без удовлетворения.

И.о.председателя

Д.А. Григорьев