ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-162/2018 от 26.02.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1648/2017 (4а-162/2018)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Самара 26 февраля 2018 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Жемчуева Я.И. – представителя по доверенности директора ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчева Александра Юрьевича на постановление мирового судьи судебного участка №89 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 14.03.2017г. и решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 07.11.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,

установил:

03.02.2017 государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении директора ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчева А.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Постановлением мирового судьи судебного участка №89 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 14.03.2017г. должностное лицо - директор ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчев А.Ю. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию с применением положений чч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 07.11.2017г. постановление мирового судьи от 14.03.2017г. оставлено без изменения. Уточнена установочная часть постановления указанием о нарушении директором ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчевым А.Ю. лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом №29 по Ленинскому проспекту г.Тольятти Самарской области, вместо дома №5 по бульвару Королева г.Тольятти Самарской области.

В надзорной жалобе представитель Жемчуев Я.И. ссылается на необъективное рассмотрение дела об административном правонарушении и несоответствие выводов предыдущих судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела; считает дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств дела; просит отменить состоявшиеся судебные решения в отношении директора ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчева А.Ю. с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

В силу п.7 ч.1 ст.193 ЖК РФ, лицензионные требования установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Согласно п.11 (1) вышеуказанных Правил, минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 13 Минимального перечня, управляющая организация при осуществлении управления многоквартирным домом обязана осуществлять работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверку целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

В соответствии с п. 18 Минимального перечня, управляющая организация при осуществлении управления многоквартирным домом обязана осуществлять работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, а именно: проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах).

В силу п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Судебными инстанциями правильно установлено, что многоквартирный жилой дом №29 по Ленинскому проспекту г.Тольятти Самарской области находится на обслуживании ООО «УК №2 ЖКХ», имеющего лицензию №63000143 от 22.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 19.01.2017, в целях проверки заявления ФИО3 - жителя квартиры по Ленинскому проспекту, , г.Тольятти Самарской области, поступившего в государственную жилищную инспекцию Самарской области 23.12.2016, государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области на основании распоряжения и.о. заместителя мера г.Тольятти №167-р/4 от 17.01.2017г. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «УК №2 ЖКХ», директором которого является Стряпчев А.Ю., лицензионных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, по результатам которой установлено, что директором ООО «УК №2 ЖКХ» допущено нарушение пунктов 13, 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290; Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416; Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170; п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491; Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"; условий договора управления многоквартирным домом, - выразившееся в отсутствии решеток на окнах цокольного этажа (продухах) и неисправности тепловой изоляции трубопроводов в подвальном помещении многоквартирного дома по Ленинскому проспекту г.Тольятти Самарской области.

Указанные нарушения отражены в акте проверки №167-р/4 от 19.01.2017г. и послужили основанием для составления 03.02.2017г. государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении директора ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчева А.Ю. протокола №167-р/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

В подтверждение, что должностным лицом – директором ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчевым А.Ю. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол №167-р/4 от 03.02.2017г. об административном правонарушении (л.д.4-7); уведомление (вызов) №35 от 17.01.2017г. о проведении внеплановой выездной проверки, направленное директору ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчеву А.Ю., полученное 17.01.2017г. (л.д.9, 14); уведомление (вызов) №167-р/4 от 02.02.2017г. о составлении протокола об административном правонарушении, направленное директору ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчеву А.Ю. (л.д.11-12); распоряжение и.о. заместителя мера г.Тольятти №167-р/4 от 17.01.2017г. о проведении внеплановой выездной проверки ООО «УК №2 ЖКХ» (л.д.15-17); акт проверки №167-р/4 от 19.01.2017г., согласно которому в ходе проведения проверки выявлено нарушение директором ООО «УК ЖКХ» Стряпчевым А.Ю. лицензионных требований (л.д.23-25); заявление жителя квартиры по Ленинскому проспекту, д, г.Тольятти Самарской области ФИО3, поступившее в государственную жилищную инспекцию Самарской области 23.12.2016г. об отсутствии решеток на окнах цокольного этажа (продухах), неисправности тепловой изоляции трубопроводов в подвальном помещении многоквартирного дома № по Ленинскому проспекту г.Тольятти Самарской области и бездействии ООО «УК №2 ЖКХ», не принимающей мер к устранению указанных нарушений (л.д.26); показания государственного жилищного инспектора государственной жилищной инспекции Самарской области ФИО4 об обстоятельствах выявления признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ и составления в отношении директора ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчева А.Ю. протокола по делу об административном правонарушении, - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчева А.Ю. в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Доводы надзорной жалобы о невиновности директора ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчева А.Ю. в данном правонарушении являются несостоятельными.

Исходя из смысла указанных выше правовых норм допущенное нарушение, выразившееся в отсутствии решеток на окнах цокольного этажа (продухах) и неисправности тепловой изоляции трубопроводов в подвальном помещении многоквартирного дома № по Ленинскому проспекту г.Тольятти Самарской области, свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Поскольку должностным лицом - директором ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчевым А.Ю., не осуществлен должный контроль за действиями подчиненных лиц, исполняющих свои должностные обязанности в интересах и от имени Общества, в том числе по установке решеток на окнах цокольного этажа (продухах) и устранению неисправности тепловой изоляции трубопроводов в подвальном помещении вышеуказанного многоквартирного дома, и не приняты надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей бездействие должностного лица Стряпчева А.Ю. правильно квалифицировано по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Доказательства, свидетельствующие о том, что директор ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчев А.Ю. принял все необходимые меры по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме и тем самым выполнению лицензионных требований, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.

Таким образом, директор ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчев А.Ю. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии директора ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчева А.Ю. состава административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, личность должностного лица Стряпчева А.Ю., его материальное положение, а также принятие мер к устранению вышеуказанных нарушений и обоснованно пришел к выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в соответствии с положениями ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ, в целях исключения избыточного ограничения прав должностного лица.

При рассмотрении жалобы представителя Жемчуева Я.И. на постановление мирового судьи от 14.03.2017г. судьей Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 07.11.2017г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения директора ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчева А.Ю. к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи, уточнив установочную часть постановления, что директором ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчевым А.Ю. допущено нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домом по Ленинскому проспекту г.Тольятти Самарской области, вместо дома №5 по бульвару Королева г.Тольятти Самарской области.

Вопреки указанному в надзорной жалобе, мировым судьей и судьей районного суда исследовались доводы о том, что выявленные нарушения лицензионных требований произошли по вине ОАО «ТЕВИС», которое в 2016г. проводило плановые работы в подвале дома № по Ленинскому проспекту г.Тольятти Самарской области, после завершения которых снятые решетки не установило и не качественно произвело тепловую изоляцию транзитного трубопровода. Данные доводы обоснованно отвергнуты как не оправдывающие вину директора ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчева А.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, поскольку ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, несет управляющая организация, которой в этом случае является ООО «УК №2 ЖКХ».

Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной предыдущими судебными инстанциями правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных решений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.

Довод о формальном рассмотрении дела судебными инстанциями не заслуживает внимания и основан только на субъективном мнении автора жалобы. При рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда непосредственно исследованы материалы дела, вынесенные судебные решения мотивированы и не оставляют сомнений о всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств по делу. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает. Не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.

Вопреки доводам надзорной жалобы, данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости предыдущих судебных инстанций при рассмотрении дела, в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу директора ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчева А.Ю., по делу не усматривается.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения состоявшихся судебных решений отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка №89 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 14.03.2017г. и решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 07.11.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчева А.Ю. оставить без изменения, надзорную жалобу Жемчуева Я.И. – представителя по доверенности директора ООО «УК №2 ЖКХ» Стряпчева А.Ю. оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров