ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4а-164м
город Казань ___ апреля 2017 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «1» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 11 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан от 2 сентября 2016 года и решение судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 10 октября 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 11 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан от 2 сентября 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 10 октября 2016 года, генеральный директор ООО «1» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.1 КоАП Российской Федерации, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит вынесенные постановление мирового судьи и решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить.
Изучение истребованного из судебного участка № 11 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан дела об административном правонарушении, доводов заявителя, показало, что жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 19.1 КоАП Российской Федерации самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями настоящей статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
В случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
При установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные обязательства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон, кроме случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов.
Привлекая заявителя к административной ответственности по статье 19.1 КоАП Российской Федерации, мировой судья, с мнением которого согласился и судья городского суда, исходил из того, что изложенные прокурором в представлении обстоятельства подтверждены, заявителем допущено нарушение требований законодательства об электроэнергетике - части 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, у ООО «1» отсутствовали правовые основания на прекращение энергоснабжения энергопринимающих устройств ООО «2», в связи с чем, представление прокурора соответствует требованиям закона.
С указанными выводами судей обеих инстанций согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что решением общего собрания участников ООО «1» от 17 июня 2015 года принадлежащий данному обществу земельный участок был разделен на три земельных участка, и участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 9195 кв.м, передан в собственность ФИО2, вышедшему из состава участников ООО «1».
Договоры аренды, заключенные ООО «1» на передачу в аренду земельных участков в пределах данной части участка, были расторгнуты. После чего эти лица заключили договоры субаренды с арендатором участка с кадастровым номером <данные изъяты> – ООО «2», единственным участником и директором которого является ФИО2.
ООО «1» прекратило подачу электрической энергии на территорию ООО «2» 10 июня 2016 года.
По обращению индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории, арендованной у ООО «2», исполняющим обязанности прокурора города Нижнекамска Республики Татарстан 4 июля 2016 года на имя генерального директора ООО «1» ФИО1 было внесено представление № 1796 «Об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике».
В представлении указано, что ООО «1» 10 июня 2016 года, в нарушение требований законодательства об электроэнергетике прекратило подачу электрической энергии в контейнеры (торговые павильоны на рынке) индивидуальных предпринимателей, расположенные на принадлежащем ООО «2» земельном участке. Контейнеры индивидуальных предпринимателей обеспечивались электроэнергией через электрическую щитовую ООО «2», которая была опосредованно присоединена к энергопринимающему устройству ООО «1» - КТП. На основании показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии и действующих тарифов индивидуальные предприниматели потребленную электроэнергию оплачивали ООО «1».
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В силу пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Пунктом 4 данных Правил установлено, что потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенными в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 года - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО «2» или заключившие с указанным Обществом договоры субаренды индивидуальные предприниматели являются владельцами энергопринимающих устройств, с соблюдением установленного законом порядка технологически присоединенных опосредованно, через энергопринимающие устройства ООО «1», к электрическим сетям.
Договор энергоснабжения заключен между ОАО «<данные изъяты>» и ООО «1» 21 июня 2014 года. В акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сетевой организации и потребителя указаны принадлежащие лишь ООО «1» электроустановки.
Документов о технологическом присоединении к этим установкам ООО «1» энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики ООО «2» или иных лиц не имеется.
При таких обстоятельствах выводы мирового судьи, с которыми согласился и судья городского суда, о том, что расторжение договоров аренды с арендаторами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не является основанием для прекращения подачи электрической энергии ООО «1», поскольку ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления, а в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» и пунктом 6 настоящих Правил, - при участии указанных в пункте 6 настоящих Правил субисполнителей (пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 (редакция от 17 мая 2016 года) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») не соответствуют действительности и сделаны без учета приведенных выше норм материального права.
Соответственно, в данном случае отсутствует и факт нарушения заявителем требований пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, на наличие которого необоснованно указано в оспариваемом представлении.
Кроме того, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 октября 2016 года представление исполняющего обязанности прокурора города Нижнекамска Республики Татарстан № 1796 от 4 июля 2016 года «Об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике» признано незаконным.
Учитывая изложенные обстоятельства, в действиях генерального директора ООО «1» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.1 КоАП Российской Федерации, в связи с чем, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 11 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан от 2 сентября 2016 года и решение судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 10 октября 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 КоАП Российской Федерации, в отношении генерального директора ООО «1» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров