ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4а-1659
город Казань 27 декабря 2017 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу защитника Инессы Витальевны Зверевой на вступившие в законную силу постановление судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 21 июня 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 августа 2017 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Реабилитация инвалидов» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 21 июня 2017 года общество с ограниченной ответственностью «Реабилитация инвалидов» (далее по тексту – ООО «Реабилитация инвалидов», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей без конфискации прекурсоров (метилметакрилат).
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 августа 2017 года, указанное постановление судьи районного суда изменено, Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе И.В. Зверева, оспаривая правомерность привлечения Общества к административной ответственности, просит вынесенные в отношении него судебные акты отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к мнению, что жалоба И.В. Зверевой подлежит удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде, -
влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также осуществляющие производство прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, обязаны представлять в форме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, следующие сведения:
отчет о деятельности за истекший календарный год с указанием количества каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), реализованного либо использованного наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров, внесенных в Список I, Таблицу I и Таблицу II Списка IV, количества каждого произведенного прекурсора, внесенного в Таблицу III Списка IV, а также количества запасов наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
В силу подпункта «в» пункта 2 Правил предоставления отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 419 (далее по тексту - Правила предоставления отчетов), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке производство прекурсоров, внесенных в список IV перечня, а также реализацию и использование прекурсоров, внесенных в таблицы I и II списка IV перечня, направляют почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо доставляют нарочным в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя годовой отчет о количестве каждого реализованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля, по форме согласно приложению № 3.
Из материалов дела следует, что 15 мая 2017 года в отношении ООО «Реабилитация инвалидов» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанному протоколу Общество в нарушение Правил предоставления отчетов не представило в установленные сроки (не позднее 20 февраля) в УНК МВД России по Республике Татарстан отчет, предусмотренный законом о количественном использовании и запасах наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров за 2016 год.
Привлекая ООО «Реабилитация инвалидов» к административной ответственности, судья районного суда, с выводами которого согласился и судья Верховного Суда Республики Татарстан, исходил из доказанности факта совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду несвоевременного предоставления отчета в установленный срок.
На основании части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В порядке статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В ходе производства по делу и при его рассмотрении судьями защитники Общества ФИО1 и И.В. Зверева давали последовательные аналогичные друг другу показания о том, что отчет о деятельности за 2016 год был сделан 10 января 2017 года и отвезен нарочно в Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по адресу: <адрес>, где был опущен в ящик для корреспонденции с пометкой для СКЛОН. О том, что отчет не дошел до адресата им сообщил 7 марта 2017 года сотрудник УНК МВД по Республике Татарстан. В ходе поиска отчета стало известно, что ФСКН по прежнему адресу больше не находится, после чего 13 марта 2017 года отчет за 2016 год повторно предоставлен в МВД нарочно.
Показания указанных лиц подтверждаются отчетом с датой его составления 10 января 2017 года, а также приобщённым к делу скриншотом, свидетельствующим о том, что отчет за 2016 год был подготовлен в указанную дату.
В свою очередь сведений о том, что Общество уведомлялось о смене адреса предоставления отчёта либо данная информация опубликовывалась в общедоступном виде, материалы дела не содержат.
Установленные по делу обстоятельства указывают на то, что ООО «Реабилитация инвалидов» действуя добросовестно, заблаговременно и в точном соответствии с требованиями Правил предоставления отчетов совершило все действия, необходимые для выполнения условий предоставления отчета.
Исходя из изложенного, вывод судей о наличии в действиях ООО «Реабилитация инвалидов» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать обоснованным.
На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах вынесенные в отношении ООО «Реабилитация инвалидов» судебные акты по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
жалобу защитника Инессы Витальевны Зверевой удовлетворить.
Постановление судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 21 июня 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 августа 2017 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Реабилитация инвалидов» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров