ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-169/19 от 21.05.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№ 4а-169/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Астрахань 21 мая 2019 года

Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тепличный комплекс «Кедр» на постановление старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора охраны водных биологических ресурсов и среды обитания Волго-Каспийского Территориального Управления Росрыболовства от 19 октября 2018 года, решение судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 25 января 2019 года, решение судьи Астраханского областного суда от 15 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тепличный комплекс «Кедр»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора охраны водных биологических ресурсов и среды обитания Волго-Каспийского Территориального Управления Росрыболовства от 19 октября 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Тепличный комплекс «Кедр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Решением судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 25 января 2019 года постановление по делу об административном правонарушении от 19 октября 2018 года оставлено без изменения, жалоба общества с ограниченной ответственностью «Тепличный комплекс «Кедр» – без удовлетворения.

Решением судьи Астраханского областного суда от 15 февраля 2019 года постановление по делу об административном правонарушении от 19 октября 2018 года и решение судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 25 января 2019 года оставлены без изменения, жалоба общества с ограниченной ответственностью «Тепличный комплекс «Кедр»– без удовлетворения.

В жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов и постановления по делу об административном правонарушении ввиду нарушения судьями и должностным лицом норм материального и процессуального права. Осмотр территории, принадлежащей заявителю, осуществлялся без участия представителя юридического лица. В протоколе № 1913 от 19 октября 2018 года отсутствуют указания о применении фото- и киносъемки, иных способов фиксации вещественных доказательств, также не указано применение измерительной рулетки. Не учтены смягчающие обстоятельства - добровольное прекращение противоправного поведения, имущественное и финансовое положение общества, инвестиционное направление деятельности общества.

Проверив доводы жалобы, материалы дела, нахожу постановление должностного лица и судебные акты законными и обоснованными по следующим основаниям.

Согласно статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при
территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1). Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2). Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).

В соответствии с пунктом 15 Правил установления рыбоохранных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 743, хозяйственная и иная деятельность в рыбоохранных зонах допускается при условии соблюдения требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, необходимых для сохранения условий воспроизводства водных биологических ресурсов.

В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 384, территориальный орган Федерального агентства по рыболовству согласовывает строительство и реконструкцию объектов строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации территории, примыкающие к береговой линии водных объектов, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, являются водоохранными зонами.

Как следует из материалов дела собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 13 октября 2013 года является общество с ограниченной ответственностью «Тепличный комплекс «Кедр».

В адрес отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства поступила информация из Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры о нарушении природоохранного законодательства Российской Федерации в части проведения юридическим лицом обществом с ограниченной ответственностью «Тепличный комплекс «Кедр» работ на данном земельном участке.

27 июля 2018 года в период времени с 10 часов 50 минут до 12 часов 30 минут в соответствии с плановым рейдовым заданием по проведению мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, обследований акватории водоемов, транспортных средств № 29 от 23 июля 2018 года и на основании информации, поступившей из органов прокуратуры, государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства совместно с представителями Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры и Астраханского межрайонного отдела ФГБУ «Главрыбвод» проведен осмотр земельного участка.

В ходе проведенного осмотра установлено, что в рыбоохранной (водоохраной) зоне водного объекта рыбохозяйственного значения ил. Байбашал на земельном участке (кадастровый ) по адресному ориентиру: Астраханская область, Икрянинский район, 10 км. западнее п. Ильинка, южнее ил. Монетный, бугор Мухайта, в западной части водного объекта ил. Байбашал обществом с ограниченной ответственностью «Тепличный комплекс «Кедр» проведены работы по возведению земляной дамбы в виде насыпи, которая отсекает тупиковую часть ил. Байшал, вследствие чего происходит изъятие нерестовых площадей. Данные виды работ проводились без согласования с Волго-Каспийским территориальным управлением Росрыболовства, чем нарушены требования статьи 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пункта 15 Правил установления рыбоохранных зон.

Государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства действия общества с ограниченной ответственностью «Тепличный комплекс «Кедр» квалифицированы по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения обществом правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, которые получили оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Судьи при рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении согласились с выводами должностного лица, указав, что постановление принято с учетом всех обстоятельств дела. Вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным. Наказание за совершенное административное правонарушение назначено в пределах, установленных санкцией данной статьи.

Суды проверили дело в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесли законные и обоснованные решения.

Несостоятелен довод жалобы о том, что осмотр территории, принадлежащей заявителю, осуществлялся без участия представителя юридического лица, нарушены требования статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 февраля 2015 N 58 утвержден Административный регламент Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

В силу пункта 63 Административного регламента мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения осуществляются должностными лицами Росрыболовства (территориального управления Росрыболовства). Мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, плановые (рейдовые) осмотры, обследования акватории водоемов, транспортных средств в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на основании плановых (рейдовых) заданий осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (часть 1).

В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 2).

Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку (часть 3).

В статье 43.3 Федерального закона N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» указаны права должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Как следует из материалов дела, в данном случае проверку в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отдел Росрыболовства не назначал и не проводил.

Осмотр земельного участка проводился на основании информации, поступившей из органов прокуратуры и в соответствии с плановым рейдовым заданием по проведению мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, обследований акватории водоемов, транспортных средств № 29 от 23 июля 2018 года.

Нарушения обнаружены в ходе рейдового мероприятия по государственному мониторингу водных биологических ресурсов и контролю за соблюдением обязательных требований и охране водных биологических ресурсов на основании Положения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 года № 994, приказа ФГБУ «Главрыбвод» от 15 января 2018 года № 4, приложения к приказу Каспийского филиала ФГБУ «Главрыбвод» от 02 февраля 2018 года «О поквартальном распределении гос.задания Каспийского филиала ФГБУ «главрыбвод» на 2018 г. (л.д.200-201 том 1), в соответствии с плановым рейдовым заданием на проведение мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, обследований акватории водоемов, транспортных средств № 29 «о» от 23 июля 2018 года (л.д.216 том 1) и на основании информации, поступившей из органов прокуратуры.

Таким образом обоснованность проведения рейдового мероприятия и его соответствие требованиям статьи 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ, пунктам 8, 9, 62-74 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству подтверждены. Мероприятие проведено в пределах компетенции контролирующего органа.

Обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения в силу части 2 статьи 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» могли являться поводом для назначения внеплановой проверки. Вместе с тем, то обстоятельство, что по результатам соответствующего мероприятия возбуждено дело об административном правонарушении, требованиям закона не противоречит.

Полученные 27 июля 2018 года в результате осмотра земельного участка соответствующие материалы послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении (28 августа 2018 года), что соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что осмотр территории проводился в результате проведения планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка до возбуждения административного производства, то в данном случае требования статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не применимы.

Кроме того, осмотр земельного участка произведен, в том числе, на основании информации, поступившей из органов прокуратуры и с участием представителя Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Таким образом, прокурор вправе самостоятельно, без привлечения понятых и уведомления общества произвести осмотр объекта в силу полномочий, предоставленных ему Федеральным законом N 2202-1 (л.д.195 том 1).

Пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что его положения не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

Доводы жалобы о том, что в протоколе № 1913 от 19 октября 2018 года отсутствуют указания о применении фото- и киносъемки, иных способов фиксации вещественных доказательств, также не указано применение измерительной рулетки, были предметом тщательного исследования должностным лицом административного органа и судами нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления и решений.

Смягчающие обстоятельства в данном случае не влекут освобождение от административной ответственности, а лишь могут влиять на смягчение административного наказания. Смягчающих обстоятельств по делу не установлено.

Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, примененного при рассмотрении дела, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Суд самостоятельно определяет полноту собранных доказательств, необходимых для вынесения законного решения, в связи с чем вывод о доказанности вины общества в совершении инкриминируемого правонарушения сделан судебными инстанциями на основании исследования и оценки совокупности доказательств, достаточных для разрешения настоящего дела.

Наказание обществу назначено в пределах санкции статьи 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении наказания учтены все обстоятельства, предусмотренные статьями 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора охраны водных биологических ресурсов и среды обитания Волго-Каспийского Территориального Управления Росрыболовства от 19 октября 2018 года, решение судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 25 января 2019 года, решение судьи Астраханского областного суда от 15 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тепличный комплекс «Кедр», оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тепличный комплекс «Кедр» - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Астраханского областного суда Т.П.Шустова