ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-174/2018 от 11.05.2018 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

дело № 4А-174/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Заместитель председателя Калининградского областного суда Михальчик С.А., рассмотрев жалобу защитника администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Гринцевича Германа Эдуардовича на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 13 ноября 2017 года, решение Калининградского областного суда от 11 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. начальника отдела фитосанитарного и земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калининградской области Бородиной М.А. от 29 августа 2017 года администрация муниципального образования «Зеленоградский городской округ» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 400000 руб.

Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 13 ноября 2017 года вышеуказанное постановление изменено в части назначенного администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» наказания: снижен размер административного штрафа до 200000 руб.

Решением Калининградского областного суда от 11 января 2018 года решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 13 ноября 2017 года оставлено без изменения.

В жалобе, поступившей в Калининградский областной суд 05 апреля 2018 года, заявителем ставится вопрос об отмене вышеназванных постановлений и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствиям в действиях администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» состава административного правонарушения.

Определением заместителя председателя Калининградского областного суда от 09 апреля 2018 года жалоба принята к рассмотрению.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» истребовано в Калининградский областной суд 09 апреля 2018 года, поступило 17 апреля 2018 года.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, нахожу состоявшиеся по настоящему делу постановления подлежащими оставлению без изменения.

Частью 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Из материалов дела усматривается, что при проведении 12 июля 2017 года должностными лицами Управления Россельхознадзора по Калининградской области внеплановой выездной проверки в отношении администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» был выявлен факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> га, расположенном в районе п. Ю. Зеленоградского района Калининградской области, твердых бытовых отходов, органического мусора (остатки древесно-кустарной растительности, листья, палеты, доски), строительно-бытового мусора (пластмассовые бутылки, трубы), а также наличие разровненной насыпи грунта с включением строительно-бытового мусора (пластмасс, стекло, кирпич, бетонные столбы, шифер, доски).

Негативное воздействие на плодородный слой вышеуказанного земельного участка сельскохозяйственного назначения, относящегося к неразграниченной государственной собственности, и его деградация подтверждены имеющимися в материалах дела протоколами испытаний отобранных с составлением соответствующего акта почвенных образцов.

Вышеназванные обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении администрацией муниципального образований «Зеленоградский городской округ» установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, послужили основанием для привлечения ее и.о. начальника отдела фитосанитарного и земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калининградской области Бородиной М.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С выводом вышеназванного должностного лица о наличии в бездействии администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласился судья Зеленоградского районного суда Калининградской области.

Вместе с тем, учитывая характер совершенного правонарушения, финансовое положение органа местного самоуправления, суд, руководствуясь положениями ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменил вышеназванное постановление, снизив размер административного штрафа до 200000 руб.

Указанное постановление Зеленоградского районного суда Калининградской области было оставлено без изменения решением Калининградского областного суда.

Оспаривая состоявшиеся по делу постановления, заявитель, ссылаясь на то, что администрация муниципального образования «Зеленоградский городской округ» не является фактическим землепользователем и не занимается хозяйственной деятельностью на территории округа, указывает на необоснованность привлечения ее к административной ответственности.

Данные доводы проверены, однако они не влекут отмену состоявшихся по делу постановлений.

Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Согласно пункту 3 данной нормы федерального закона в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения, к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Из существа вышеприведенных норм права следует, что обязанность по защите земель и охране почв, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории городского округа, возложена законом на орган местного самоуправления городского округа.

При таких обстоятельствах, учитывая, что размещение свалки мусора было выявлено на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 39:05:061113:17, государственная собственность на который не разграничена, администрация муниципального образования «Зеленоградский городской округ», правомерно была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая, что администрация муниципального образования «Зеленоградский городской округ» не проводила какие-либо мероприятия, направленные на предотвращение и устранение процессов, ухудшающих состояние земель и загрязняющих почву на вышеназванном земельном участке, допустив образование на нем свалки мусора, а также, принимая во внимание то, что виды конкретных мероприятий, необходимых для выполнения в целях улучшения и защиты земель от негативного воздействия, она вправе определять самостоятельно с учетом состояния земельного участка, ссылки в жалобе на отсутствие в постановлении по делу об административном правонарушении указания на то, какие именно действия по соблюдению стандартов, нормативов, правил и регламентов проведения мероприятий и в какие сроки администрация должна была произвести; какие установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, ею не были выполнены, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены состоявшихся по делу постановлений.

В жалобе заявитель также ссылается на отсутствие в протоколе по делу об административном правонарушении указания на место, время и дату проверки.

Данные доводы противоречат тексту протокола об административном правонарушении от 17 августа 2017 года, в котором такие сведения указаны.

Противоречат фактическим обстоятельствам дела и доводы заявителя о неизвещении администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» о проведении внеплановой выездной проверки.

Так, как усматривается из материалов дела, 13 июня 2017 года и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Калининградской области Ивановым А.А. был издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» в период с 22 июня 2017 года по 19 июля 2017 года № 664.

15 июня 2017 года первым заместителем прокурора Калининградской области Беляковым П.А. было вынесено решение о согласовании проведения такой проверки.

О дне и времени проведения внеплановой выездной проверки администрация муниципального образования «Зеленоградский городской округ» была извещена посредством телеграммы, полученной названным юридическим лицом 21 июня 2017 года.

Также из материалов дела усматривается, что о проведении внеплановой выездной проверки администрация муниципального образования «Зеленоградский городской округ» извещалась посредством соответствующего извещения, направленного Управлением Россельхознадзора по Калининградской области в адрес администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» 19 июня 2017 года. К указанному извещению также был приложен приказ о проведении внеплановой выездной проверки от 13 июня 2017 года . В указанном извещении содержалась просьба об обеспечении явки представителя названного юридического лица 12 июля 2017 года в 12 часов 00 минут на земельный участок с кадастровым номером , расположенный в п. Ю. Зеленоградского района Калининградской области.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, о дне и времени проведения внеплановой выездной проверки администрация муниципального образования «Зеленоградский городской округ» была извещена надлежащим образом.

Согласно требованиям п. 2 ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Учитывая положения вышеприведенной нормы права, проведение проверки в отсутствие администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» при наличии сведений о надлежащим извещении названного юридического лица о месте и времени проведения такой проверки, не свидетельствует о нарушении прав последней и не влечет отмену оспариваемых заявителем постановлений.

Из материалов дела следует, что администрация муниципального образования «Зеленоградский городской округ» не была лишена возможности ознакомиться с результатами внеплановой выездной проверки непосредственно после ее проведения. Однако указанным правом не воспользовалась, соответствующих ходатайств не заявила, в связи с чем доводы жалобы о неознакомлении администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» с результатами проверки не могут повлечь отмену состоявшихся по делу постановлений.

Более того, акт проверки Управления Россельхознадзора по Калининградской области от 19 июля 2017 года был направлен в адрес администрации «Зеленоградский городской округ» 21 июля 2017 года, то есть до направления в адрес названного юридического лица извещения о составлении протокола об административном правонарушении, имевшего место 24 июля 2017 года.

При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал защитник администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Гринцевич Г.Э., который не лишен был права знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, а также воспользоваться иными, предоставленными ему Кодексом РФ об административных правонарушениях процессуальными правами.

Таким образом, нарушений прав администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» при возбуждении дела об административном правонарушении не допущено.

Имеющиеся в материалах дела доказательства являлись достаточными для установления события административного правонарушения и виновности администрации муниципального образования в его совершении.

Отбор почвенных проб проведен инспекторами отдела фитосанитарного и земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калининградской области Сидоровой О.Ю. и Васильевой Е.А. и оформлен актом от 12 июля 2017 года. В данном акте, вопреки доводам заявителя, имеется указание на время начала и окончания отбора, место отбора проб с указанием кадастрового номера участка и его координат.

Поскольку содержащиеся в данном акте сведения позволяют установить, где именно и в какое время произведен отбор проб, существенных нарушений действующего законодательства при отборе почвенных проб сотрудниками Управления Россельхознадзора по Калининградской области не допущено, оснований полагать данный акт недопустимым доказательством не имеется.

Учитывая, что объективных препятствий для устранения свалки мусора до 25 июля 2017 года у администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» не имелось, ссылки в жалобе на вынесение в названный день заместителем главы администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» предписания МУП «Коммунальщик» о ликвидации несанкционированной свалки мусора на земельном участке с кадастровым номером не свидетельствуют о незаконности привлечения администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» к административной ответственности.

То обстоятельство, что в настоящее время вышеназванный земельный участок передан в безвозмездное пользование главе крестьянского (фермерского) хозяйства И. на основании договора от 17 ноября 2017 года также не опровергает выводы судебных инстанций о законности привлечения администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» к административной ответственности и, соответственно, не влечет отмену состоявшихся по делу постановлений.

Поскольку при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьи руководствуются обстоятельствами, установленными по каждому конкретному делу в отдельности, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены оспариваемых заявителем постановлений и ссылки в жалобе на постановление Калининградского областного суда по делу № 4А-451/16, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ», а также на постановление Верховного Суда РФ от 01 ноября 2016 года № 56-АД16-9, вынесенное в отношении и.о. главы администрации городского округа Большой Камень Приморского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено полно, всесторонне, объективно, вина администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нашла свое подтверждение в полном объеме, а назначенное в соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наказание отвечает целям, указанным в ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для отмены состоявшихся по делу постановлений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 13 ноября 2017 года, решение Калининградского областного суда от 11 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Гринцевича Германа Эдуардовича - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Калининградского областного суда С.А. Михальчик