ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-176/16 от 29.06.2016 Ивановского областного суда (Ивановская область)

по результатам рассмотрения надзорной жалобы

29 июня 2016 года город Иваново

Председатель Ивановского областного суда Уланов В.А., изучив жалобу представителя ОАО «ИГТСК» Мелкумяна Д.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского судебного района в г.Иваново от 19 февраля 2016 года и решение Фрунзенского районного суда г.Иваново от 01 апреля 2016 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского судебного района в г.Иваново от 19 февраля 2016 года

ОАО «Ивановская городская теплосбытовая компания» (далее – ОАО «ИГТСК») признано виновнымв совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 01 апреля 2016 года указанное постановление уточнено: в резолютивной части указано на виновность ОАО «ИГТСК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ; а в остальном оставлено без изменения.

В жалобе Мелкумян выражает несогласие с обжалуемыми судебными решениями и указывает на то, что:

- в действиях ОАО «ИГТСК» отсутствует состав административного правонарушения, что в частности подтверждается имеющейся в материалах дела судебной практикой;

- судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам, ими неправильно применены нормы материального и процессуального права, установленные обстоятельства ничем не доказаны;

- ОАО «ИГТСК» не располагало сведениями о среднемесячном (среднегодовом) объеме потребления тепловой энергии на отопление, так как узел учета был неисправен на протяжении 10 месяцев в течении календарного года, ввиду чего выданное предписание не могло быть выполнено, однако суды этого не приняли во внимание;

- Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, должны рассматриваться вместе с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034;

- в период с апреля 2014 года по май 2015 года узел учета тепловой энергии, расположенный по адресу: г.Иваново, ул………….., д…, работал некорректно (с перебоями), технические устройства измерения не работали, либо работали с ошибками, о чем, в частности, свидетельствует отсутствие за некоторые периоды времени сведений по расходу ГВС, а также о температуре на подающем и обратном трубопроводах, о массе вошедшего и вышедшего из дома теплоносителя;

- суды подошли формально к рассмотрению дела, законность предписания не оценили.

Проверив материалы дела и доводы надзорной жалобы, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ОАО «ИГТСК» в срок до 20 ноября 2015 года не выполнило законное предписание Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, а именно:

- не произвело собственникам помещений в многоквартирном доме №. . по ул………….. в г.Иваново начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за период с мая 2015 года по июнь 2015 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за период с 01 мая 2014 года по 01 апреля 2015 года;

- не произвело жителям многоквартирного дома №. . по ул………….. в г.Иваново корректировку платы за отопление за период с 01 мая 2014 года по 01 апреля 2015 года.

Доказательства виновности ОАО «ИГТСК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в материалах дела имеются, судами исследовались и были оценены с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в совокупности - достаточности для разрешения дела, в качестве недопустимых они не признавались. Ни одно из доказательств не получило заранее определенной силы.

Все юридически значимые для решения вопроса о привлечении ОАО «ИГТСК» к административной ответственности обстоятельства были выяснены и оценены.

Согласно ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления.

Пунктом 1 постановления РСТ Ивановской области от 13 сентября 2012 года № 496 «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Ивановской области», установлено, что на территории Ивановской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307), с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 22 Правил № 307).

Из материалов дела следует, что ОАО «ИГТСК» является поставщиком коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме №. ., расположенном по адресу: г.Иваново, ул………….., где установлен и допущен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии с 01 мая 2014 года по 28 августа 2017 года и с 27 августа 2015 года по 27 августа 2016 года, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию (л.д.45-46).

В соответствии с пунктом 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034 (далее – Правила № 1034), акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу этих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (пункт 6 Правил № 1034).

В силу пункта 31 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Действующими в спорный период Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 12 сентября 1995 года № Вк-4936, определяющими допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, порядок его эксплуатации, предусматривалось, что узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях: несанкционированного вмешательства в его работу; нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; механического повреждения приборов и элементов узла учета; работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разделе 5; врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета (пункт 9.10).

Надлежащих доказательств, подтверждающих неисправность общедомового прибора учета потребленного объема тепловой энергии (в частности, акты о неисправности узла учета тепловой энергии), ОАО «ИГТСК» не предоставило.

Представленные посуточные ведомости учета параметров теплопотребления и отчеты о суточных параметрах теплоснабжения за период с 01 мая 2014 года по 31 мая 2015 года такими доказательствами признаны быть не могут, поскольку составлены в отсутствие представителя теплоснабжающей организации и не содержат сведений о неисправности прибора учета.

Статья 157 ЖК РФ и пункты 21, 22 Правил № 307 не освобождают от проведения корректировки платы за коммунальную услугу «отопление» в случае некорректной работы прибора учета в отдельные месяцы, несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию и т.д.

Исходя из изложенного, предписание Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, выданное ОАО «ИГТСК», следует признать основанным на законе, а довод жалобы об отсутствии в действиях ОАО «ИГТСК» состава административного правонарушения - необоснованным.

Судебные решения, на которые ссылается автор жалобы, не свидетельствуют об ином, довод представителя ОАО «ИГТСК» о том, что эти решения приняты по аналогичному вопросу, неубедителен.

Ссылка в жалобе на то, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам, ими неправильно применены нормы материального и процессуального права, установленные обстоятельства ничем не доказаны, своего подтверждения не нашли.

Следует согласиться с утверждением автора жалобы о том, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, должны рассматриваться вместе с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034, вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии вины ОАО «ИГТСК».

Юридическая квалификация действий ОАО «ИГТСК» является верной.

В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ административное наказание назначено ОАО «ИГТСК» в пределах, установленных законом, с учетом характера совершенного административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений норм КоАП РФ, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных решений, не имеется. Формального подхода к рассмотрению дела со стороны судов не установлено.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст.30.17 ч.2 п.1, 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

В удовлетворении жалобы представителя ОАО «ИГТСК» Мелкумяна Д.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского судебного района в г.Иваново от 19 февраля 2016 года и решение Фрунзенского районного суда г.Иваново от 01 апреля 2016 года, отказать.

Председатель

Ивановского областного суда подписьУланов В.А.