ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1775/18 от 14.12.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Мировой судья – Байдерина И.В.

Судья – Новикова Н.С. 44а-1775/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Пермь 14 декабря 2018 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Н.А.Нечаева, рассмотрев жалобу директора МАОУ «СОШ №9» г. Соликамска ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 Соликамского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Соликамского судебного района Пермского края, от 18.06.2018, решение Соликамского городского суда Пермского края от 23.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ), в отношении должностного лица МАОУ «СОШ № 9» г. Соликамска директора ФИО1,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Соликамского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Соликамского судебного района Пермского края, от 18.06.2018 директор МАОУ «СОШ № 9» г. Соликамска ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. (л.д.139-141).

Решением Соликамского городского суда Пермского края от 23.08.2018 постановление мирового судьи от 18.06.2018 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения (л.д.162).

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 23.11.2018, ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.

Дело об административном правонарушении истребовано 27.11.2018, поступило в Пермский краевой суд 06.12.2018.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения вступивших в законную силу постановления мирового судьи и решения судьи городского суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с ч. 6 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Как указано в ч. 3 ст. 5 Закон об образовании, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования гарантируются в Российской Федерации.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии со ст.21 Закона об образовании образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационных педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Таким образом, рабочие программы по предметам являются неотъемлемой частью основных образовательных программ.

В соответствии с ч.1 ст. 18 Закона об образовании в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам.

Частью 1 ст. 35 указанного Федерального закона предусмотрено, что обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

В соответствии со Стандартами, норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета не менее одного учебника или учебного пособия в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету учебного плана.

В соответствии с ГОСТом 7.60-2003 рабочая тетрадь является учебным пособием, способствующим самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Данный вид учебной литературы не дополняет и не заменяет частично или полностью учебник, приведенные задания могут выполняться школьниками в самой тетради.

Как усматривается из материалов дела, в период с 23 апреля по 28 апреля 2018 года, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Пермского края от 20.03.2018 № СЭД-26-21-07-86, проведена плановая выездная проверка МАОУ «СОШ № 9» г. Соликамска, расположенного по адресу: <...>, с целью выполнения Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 г., утвержденного приказом Министерства образования и науки Пермского края от 20.10.2017 № СЭД-26-01-06.7-18 (в ред. приказа от 25.12.2017 № СЭД-26-01-06.7-28).

В ходе проверки установлено, что основная образовательная программа начального и основная образовательная программа основного общего образования (далее - Программы) МАОУ «СОШ № 9» г. Соликамска, утверждены приказом директора ФИО1 от 01.09.2017 № 441. Программы разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 №373, и федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.

В рабочих программах по предметам учебного плана в начальной школе – русский язык, окружающий мир, математика, в основной школе - английский язык, информатика, в средней школе - английский язык, указаны сведения об учебных пособиях (рабочих тетрадях) используемых на уроках.

Библиотека школы не обеспечена рабочими тетрадями по учебным предметам: математика, окружающий мир, русский язык, английский язык, которые входят в Программу школы и предусмотрены учебным планом, в учреждении отсутствуют финансовые документы, которые подтверждают закупку рабочих тетрадей за счет бюджетных ассигнований.

Вместе с тем, домашние задания по учебным предметам задаются по рабочим тетрадям, о чем свидетельствуют записи в классных журналах.

Содержание протоколов родительских собраний обучающихся 4-х, 5-х, 6-х, 7-х классов школы свидетельствует о том, что рабочие тетради закупаются за счет родителей (законных представителей) обучающихся.

Указанные обстоятельства по делу об административном правонарушении подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе протоколом педагогического совета образовательного учреждения № 22 от 30.08.2017, приказом № 441 от 01.09.2017 директора ФИО1 о принятии и утверждении рабочих программ по русскому языку, математике, окружающему миру для учащихся 4 класса на 2017-2018 учебный год, по английскому языку 5 класса, 6 класса, 10-11 классов, выписками из протоколов заседаний родительских комитетов 4-х,5-х,6-х,7-х,8-х классов, на которых инициировано приобретение рабочих тетрадей, необходимых для использования в образовательной деятельности в 2017-2018 учебного году за счет родителей обучающихся, уставом образовательного учреждения, приказом № 10-к от 17.08.2017 о приеме работника на работу, выписками из классных журналов, рабочими тетрадями, объяснительными учителей.

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с установленными по делу обстоятельствами факт совершения ФИО1 правонарушения предусмотренного ч.1 ст.5.57 КоАП РФ - нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, нашел подтверждение.

ФИО1, являясь директором МАОУ «СОШ №9», в нарушение требований действующего законодательства не предпринял мер, препятствующих нарушению прав обучающихся образовательной организации на общедоступное и бесплатное начальное, основное и среднее образование. Им были приняты и утверждены рабочие программы на 2017-2018 учебный год, предусматривающие использование в учебном процессе рабочих тетрадей для учащихся 4, 5, 6, 7, 8, 10-11 классов, которыми школа не обеспечена, финансовых документов подтверждающих приобретение рабочих тетрадей за счет бюджетных ассигнований не представлено. Приобретение необходимых для использования в образовательной деятельности рабочих тетрадей инициировано администрацией школы на заседаниях родительских комитетов. Рабочие тетради были приобретены централизованно за счет денежных средств родителей (законных представителей), тем самым ФИО1 допустил незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушение права на получение общедоступного и бесплатного образования и его действия верно квалифицированы по ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ. Вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, является обоснованным.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что ФИО1 не совершал правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ, поскольку учебные планы были составлены до вступления его в должность директора образовательного учреждения, опровергается приведенными выше доказательствами, из которых следует, что рабочие программы для учащихся 4, 5, 6, 7, 8, 10-11 классов на 2017 – 2018 учебный год были приняты и утверждены приказом от 01.09.2017 № 441 директора МАОУ «СОШ №9» г. Соликамска ФИО1, назначенного на должность Приказом начальника управления образования администрации г. Соликамска № 10-к от 17.08.2017.

Судебными инстанциями правильно было установлено совершение ФИО1 нарушения или незаконного ограничения права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования.

Несогласие заявителя с произведенной судом оценкой доказательств и установленных обстоятельств не может повлечь отмену оспариваемых постановлений.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление мирового судьи и решение городского суда как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.17 ч. 2 п. 1, ст. 30.19 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №5 Соликамского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Соликамского судебного района Пермского края, от 18.06.2018 и решение Соликамского городского суда Пермского края от 23.08.2018 в отношении директора МАОУ СОШ № 9 г. Соликамска ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда подпись