№ 4А-177/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тюмень 15 апреля 2019 года
Заместитель председателя Тюменского областного суда Н.Д. Волкова, рассмотрев жалобу директора департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени Т.С.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Калининского судебного района города Тюмени от 12 декабря 2018 года и решение судьи Калининского районного суда города Тюмени от 31 января 2019 года, вынесенные в отношении департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Калининского судебного района города Тюмени от 12 декабря 2018 года департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 976,51 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда города Тюмени от 31 января 2019 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба директора департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени Т.С.А. – без удовлетворения.
В настоящей жалобе директор Департамента просит об отмене названных выше судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на недоказанность совершения административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку включение в акты выполненных работ ООО <.......> затрат на авторский надзор и строительный контроль отвечает условиям заключённого договора и нормам действующего законодательства, а их предъявление получателем субсидии к возмещению за счёт средств субсидии – целям Порядка субсидирования.
Утверждает, что целевым назначением средств, выделяемых в рамках реализации Порядка субсидирования, является возмещение затрат непосредственно связанных с выполнение работ по капитальному ремонту объекта субсидирования. В силу специфики проводимых работ, согласно требованиям действующего законодательства, затраты на строительный контроль и авторский разор являлись обязательным в рамках проведения капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: город <.......>, и непосредственно связаны с их выполнением, таким образом, затраты на их проведения отвечают целям, закреплённым в пункте 1.4 Порядка субсидирования, а также целям, определённым законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, Соглашением.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определённым договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьёй 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Счётной палаты города Тюмени от 08 августа 2018 года № 01-22р/09, в департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени, расположенном по адресу: <.......>, с 10 сентября 2018 года по 25 октября 2018 года проведено контрольное мероприятие «Проверка использования средств бюджета города Тюмени, направленных в 2018 году на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени».
По итогам проведённой выездной проверки по адресу: <.......>, установлено, что работы по усилению и отделке перекрытия подвала на сумму 2 429,0 тыс. рублей не выполнены.
По результатам рассмотрения актов выполненных работ формы КС-2 и справок о стоимости выполненных работ формы КС-3 от 08 июня 2018 года и 09 июля 2018 года установлено, что департаментом городского хозяйства приняты к возмещению и оплачены затраты на авторский надзор и строительный контроль в сумме 139 530, 28 рублей, в том числе за работы, которые фактически не выполнялись.
В рамках исполнения положений Порядка предоставления субсидий между департаментом городского хозяйства и ООО УК <.......> заключено Соглашение о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <.......>, от 26 июня 2018 года.
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени, утверждённого Постановлением Администрации города Тюмени от 17 июня 2013 года № 62-пк, субсидия на Ремонт предоставляется в размере фактической стоимости материалов, необходимых для выполнения указанных работ, подтверждённой актами выполненных работ (по форме КС-2), справками о стоимости выполненных работ (по форме КС-3).
ООО УК <.......> для подтверждения фактической стоимости и результата выполненных работ 02 июля 2018 года и 24 июля 2018 года предоставило в департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени акты выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ формы КС-3 от 08 июня 2018 года и 09 июля 2018 года, на основании которых, на расчётный счёт ООО УК <.......> перечислены денежные средства в размере 6 102,4 тыс. рублей.
Департаментом городского хозяйства направлены средства бюджета города Тюмени и произведена оплата денежных обязательств на цели, не соответствующие Постановлению Администрации города Тюмени от 17 июня 2013 года № 62-пк. Таким образом, факт использования бюджетных средств на цели, не предусмотренные документом, являющимися правовым основанием их предоставления, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- заявкой № 5555 от 20 июля 2018 года на оплату расходов субсидии по капитальному ремонту многоквартирного дома (город Тюмень, <.......>), КС-2, КС-3, на сумму 2 074 482,48 руб. (л.д. 22);
- платёжным поручением № 57506 от 20 июля 2018 года, на сумму 2 074 482,48 руб. (л.д. 24);
- заявкой № 6506 от 15 августа 2018 года на оплату расходов субсидии по капитальному ремонту многоквартирного дома (город Тюмень, <.......>), КС-2, КС-3, на сумму 4 027 856,84 руб. (л.д. 25);
- платёжным поручением № 65877 от 15 августа 2018 года, на сумму 4 027 856,84 руб. (л.д. 27);
- справкой о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 08 июня 2018 года, заказчик ООО УК <.......>, подрядчик ООО <.......>, на сумму 2 074 482,48 руб. (л.д. 28);
- актом о приёмке выполненных работ № 1 от 08 июня 2018 года, из которого следует, что была выполнена работа по полу в подвале, сумма за авторский надзор и строительный контроль, с учётом НДС 18%, составляет 47 433,64 руб. (л.д. 29-32);
- справкой о стоимости выполненных работ и затрат № 2 от 09 июля 2018 года, заказчик ООО УК <.......>, подрядчик ООО <.......>, на сумму 4 027 856,84 руб. (л.д. 34);
- актом о приёмке выполненных работ № 2 от 09 июля 2018 года, из которого следует, что были выполнены ремонтные работы в подвале и работы по усилению перекрытия, сумма за авторский надзор и строительный контроль, с учётом НДС 18%, составляет 92 096,64 руб. (л.д. 35-40);
- сведениями из ЕГРЮЛ о департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени по состоянию на 19 октября 2018 года (л.д. 71 -81);
- письмом директора ООО «СибЭнергоСервис» № 211 от 14 марта 2018 года, адресованным заместителю Главы Администрации города Тюмени, о согласовании включения расходов на объекте, расположенном по адресу: город Тюмень, <.......>, по выполнению работ авторского и технического надзора (л.д. 82);
- ответом директора департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени № 03-06-1032/8 от 03 апреля 2018 года директору ООО <.......>, согласно которому, Порядок предоставления субсидий в целях возмещения затрат управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени содержит исчерпывающий перечень работ, услуг, в связи с выполнением которых предоставляется субсидия из бюджета города Тюмени. В данный перечень не входят затраты по оплате авторского и технического надзора (л.д. 83);
- письмом и.о. директора ООО <.......> № 597 от 13 июля 2018 года заместителю Главы города Тюмени с просьбой внести изменения в действующий нормативный документ 62-пк в части выделения дополнительных денежных средств на выполнение работ по строительному контролю и авторскому надзору (л.д. 87-88);
- ответом директора департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени № 03-06-2869/8 от 14 августа 2018 года и.о. директору ООО <.......>, из содержания которого следует, что внесение изменений в Порядок в части возмещения затрат на оказание услуг по строительному и авторскому надзору не планируется (л.д. 84-86);
- соглашением о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по ремонту объекта субсидирования № 012/18ЧС от 26 июня 2018 года, заключённым между департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени и ООО УК <.......> (л.д. 89-96);
- договором № 1 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Тюмень, <.......>, заключённым между ООО <.......> и ООО <.......> 04 апреля 2018 года с приложением смет и расчётов (л.д. 97-131);
- договором № 6 на осуществление работ по авторскому надзору от 10 апреля 2018 года, заключённым между ООО <.......> и ООО <.......> (л.д. 132-137);
- договором № 08/18 на выполнение работ по строительному контролю от 10 апреля 2018 года, заключённым между ООО <.......> и ООО <.......> (л.д. 138-141).
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судебными инстанциями на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Департамента состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о том, что включение в акты выполненных работ ООО <.......> затрат на авторский надзор и строительный контроль отвечает условиям договора и нормам действующего законодательства, являются необоснованными и не влекут удовлетворение жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3.2.3 Соглашения о предоставлении субсидии от 26 июня 2018 года, ООО УК <.......> обязуется самостоятельно либо силами третьего лица, действующего в интересах Получателя субсидии, осуществлять контроль и надзор за выполнением подрядной организацией работ, их ходом и качеством, осуществлять контроль за качеством используемых подрядной организацией материалов, изделий, оборудования (л.д. 90).
Договором № 1 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Тюмень, <.......>, от 04 апреля 2018 года, предусмотрено, что на объекте должны выполняться специализированными организациями строительный контроль и авторский надзор в соответствии с видами работ по сводному сметному расчёту к проектной документации. В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 названного Договора, ООО <.......> обязан до начала выполнения работ по Договору заключить договор от своего имени и за свой счёт на проведение авторского надзора с проектной организацией ООО <.......>. Также до начала выполнения работ обязан заключить договор от своего имени и за свой счёт на проведение технического (строительного) контроля с организацией, имеющей соответствующие разрешения и обученный персонал для проведения этих работ (л.д. 97,98).
В соответствии с пунктом 4.71 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утверждённой и введённой в действие Постановлением Госстроя России от 05 марта 2004 года № 15/1, сводные сметные расчёты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утверждённый в установленном порядке сводный сметный расчёт стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства. Сводные сметные расчёты стоимости строительства рекомендуется составлять и утверждать отдельно на производственное и непроизводственное строительство.
Как следует из пункта 3.9 указанной Методики, авторский надзор является дополнительной работой, на которую должны оформляться листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и ремонтных работ.
Локальный сметный расчёт № 01, согласованный ООО <.......> и утверждённый ООО <.......> 04 апреля 2018 года, не содержит статью расходов, понесённых на проведение технического (строительного) контроля и авторского надзора (л.д. 110-131).
Между тем департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени произведены нецелевые расходы на оплату за осуществление авторского надзора и строительного контроля, в нарушении цели предоставления субсидии из бюджета города Тюмени, на сумму 139 530,28 рублей, в связи с чем в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении, вынесении постановления по делу об административном правонарушении и решения не допущено.
Бремя доказывания судебными инстанциями распределено правильно, с учётом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени по делу не усматривается.
При назначении наказания мировой судья учёл характер и степень совершённого административного правонарушения. Административное наказание в виде административного штрафа назначено Департаменту в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 15.14 названного, и является минимальным – 5% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынес законное и обоснованное решение.
Срок давности и порядок привлечения департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Тюменского областного суда
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Калининского судебного района города Тюмени от 12 декабря 2018 года и решение судьи Калининского районного суда города Тюмени от 31 января 2019 года, вынесенные в отношении департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Департамента Т.С.А. – без удовлетворения.
Заместитель председателя суда (подпись) Н.Д. Волкова
Копия верна:
Заместитель председателя суда Н.Д. Волкова