4-№ <...>/2014
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<...>. 04.2014 года
Председатель Омского областного суда Ярковой В.А., рассмотрев надзорную жалобу законного представителя МКОУ «<...> СОШ» - ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 21 в Омском районе Омской области от 26 ноября 2013 года и на решение Омского районного суда Омской области от 20 января 2014 года, вынесенные в отношении муниципального казенного образовательного учреждения «<...> средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 21 в Омском районе Омской области от 26 ноября 2013 года, оставленным без изменения решением Омского районного суда Омской области от 20 января 2014 года, муниципальное казенное образовательное учреждение «<...> средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» (далее по тексту МКОУ «<...> СОШ») было подвергнуто административному штрафу в размере <...> рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, <...> на основании распоряжения заместителя начальника территориального отдела надзорной деятельности ГУ МЧС России по <...> № № <...> от <...> в отношении МКОУ «<...> СОШ» была проведена проверка, по результатам которой выявлено неисполнение в полном объеме предписания от <...> № <...> в срок до <...> (пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16), в связи с чем составлены акт проверки от <...> № № <...> и протокол об административном правонарушении от <...> № № <...>.
Не устранены указанные в предписании следующие нарушения требований и мероприятий в области гражданской обороны:
- организацией, эксплуатирующим защитное сооружение ГО (ЗС ГО) противорадиационное укрытие, не разработан паспорт (ПРУ) в соответствии с приложением № 6, заверенный организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом по делам ГО и ЧС с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органом технической инвентаризации;
- в организации, эксплуатирующей ЗС ГО, не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
- окраска элементов инженерных систем внутри ЗС ГО (ПРУ) не соответствует предъявляемым требованиям (не окрашены воздухоотводы внутри помещений в белый цвет, в зеленый – водопроводные трубы, баки запаса воды, в коричневый – трубы системы отопления);
- в ЗС ГО отсутствует эксплуатационно-техническая документация: паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана экспликации помещений, журнал проверки состояния ПРУ, сигналы оповещения ГО, план перевода ЗС ГО на режим ПРУ, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава звена по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения ЗС ГО, инструкции по ТБ при обслуживании оборудования, по использованию СИЗ, по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, журнал учета обращений укрываемых медпомощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;
- ПРУ не имеет обозначения. На видном месте при всех входах в ПРУ не установлены знаки обозначения, представляющие собой прямоугольник размером не менее 50х60 см, внутри которого указываются: инвентарный номер сооружения, принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.), места хранения ключей (телефоны, адреса, должности и фамилии ответственных лиц). Поле знака должно быть белого цвета. Надписи – черного цвета, высота букв – 3,5 см, ширина – 0,5-1 см;
- не проводятся планово-предупредительный ремонт строительных конструкций (текущий, капитальный), плановое техническое обслуживание специального оборудования и технических систем (TON 1, TON 2, TON 3, текущий ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт) согласно табл. 2;
- маршруты движения к ЗС не обозначены указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время;
- для быстрого нанесения стандартных знаков и указателей заблаговременно не были подготовлены: расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки, трафареты знаков и указателей, расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей, не назначены ответственные исполнители за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним;
- системы жизнеобеспечения ЗС ГО (вентиляция, водоснабжение, канализация) не исправны;
- организацией не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей (двери защитно-герметические и герметические демонтированы)
- при эксплуатации ЗС ГО (ПРУ) в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях ЧС мирного времени.
В надзорной жалобе ФИО1 просит судебные решения отменить и производство прекратить. Ссылается на то, что подвальное помещение МКОУ «<...> СОШ» статуса противорадиационного укрытия не имеет, так как паспорт противорадиационного укрытия не соответствует требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. №583 ввиду отсутствия копий поэтажного плана и экспликации помещений. Статус защитного сооружения объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации, которые отсутствуют в материалах дела. Защитное сооружение на баланс МКОУ «<...> СОШ» не передавалось, балансодержателем является Администрация Омского муниципального района <...>, решение о восстановлении защитного сооружения и его готовность к использованию, как объекта гражданской обороны, установлена не инвентаризационной комиссией, а должностным лицом ГУ МЧС. Распоряжением Правительства Омской области от 28.08.2013 года органам местного самоуправления было рекомендовано создать такие комиссии. Судом не проверено обстоятельство осуществления должностными лицами МЧС методической помощи в восстановлении и поддержании в готовности укрытия с <...> годы.
Изучив материалы дела № 5-№ <...>2013, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что имеются основания для отмены постановления мирового судьи и решения районного суда связи с наличием следующих обстоятельств.
Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства, предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В результате внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении МКОУ «<...> СОШ», были выявлены нарушения требований и мероприятий в области гражданской обороны и составлены акт проверки от <...> № № <...> и протокол об административном правонарушении от <...> № № <...>
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ).
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Как усматривается из технического паспорта противорадиационного укрытие № <...> (далее по тексту – ПРУ), введено в эксплуатацию <...> года, расположено в подвальном помещении школы на № <...> учащихся совхоза «<...>» <...> и принадлежит школе (л. д. № <...>
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года № 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. В силу п. 10 названного Порядка организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны и обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту – ЗС ГО), организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила № 583).
В п. 1.2 Правил № 583 установлено, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Правил № 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Пришедшие в негодность и утратившие расчетные защитные свойства основных ограждающих и несущих строительных конструкций вследствие физического износа, аварий и стихийных бедствий ЗС ГО, когда восстановить их технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда они не могут быть использованы для защиты укрываемых или переданы в установленном порядке другим организациям, могут быть списаны с учета организаций в порядке, установленном Инструкцией о порядке списания с учета пришедших с в негодность защитных сооружений гражданской обороны, утвержденной МЧС РФ от 18.10.1996 года № 1-38-4 и Госкомимущества РФ от 05.11.1996 года № АР-13/7746.
14 декабря 2005 года МЧС России принято распоряжение № 348 «О создании рабочей группы по организации проведения инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Российской Федерации».
Применительно к вышеназванным положениями Правил № 583 и Инструкции для выявления фактического наличия ЗС ГО, их характеристик и технического состояния, все защитные сооружения гражданской обороны подлежали инвентаризации специально созданными комиссиями. При этом отдельно учитывались ЗС ГО, не подлежащие дальнейшей эксплуатации и восстановление которых не представляется возможным.
Из материалов дела следует, что постановлением главы Администрации Ачаирского сельского поселения от <...> № <...> определено в срок до <...> провести техническую инвентаризацию всех противорадиационных укрытий, расположенных на территории Ачаирского сельского поселения (л.д. № <...>
На основании письма начальника управления по делам ГОЧС и МП Администрации Омского муниципального района <...> о необходимости исполнения Распоряжения МЧС России от <...> № <...> «О выполнении методических указаний по инвентаризации объектов гражданской обороны в Российской Федерации» распоряжением главы <...> сельского поселения от <...> № <...> была создана инвентаризационная комиссия в составе: <...> – начальника филиала МУП ЖКЖ ОМР, <...>. – преподавателя и организатора ОБЖ, <...><...> – начальника цеха механизации и главного инженера ЗАО «<...>» (л. д. № <...>).
Согласно заключению указанной инвентаризационной комиссии по непригодным для дальнейшей эксплуатации убежищам гражданской обороны, расположенным на территории <...> сельского поселения от <...> года, МОУ «<...> СОШ», <...>, <...>, <...>, <...>, ВС, вместимость 392 человек, год ввода эксплуатацию – <...> состоит на балансе <...> сельского поселения, собственник – Омский муниципальный район. Системы жизнеобеспечения неисправны. Двери закрываются не герметично. Система вентиляции не работает. Подвальное помещение не соответствует требованиям норм ИТМ ГО (л. д. № <...> оборот).
Приказом МЧС РФ от 09.08.2010 № 377 внесены изменения в Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в частности, глава II Правил дополнена пунктами 2.5 - 2.14. Согласно п. 2.8 Правил № 583 комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО, оценивает готовность ЗС ГО к использованию по предназначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО в соответствии с приложением № 20 или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО.
В В материалах дела акт комиссии о принятии соответствующего решения о снятии с учета ЗС ГО или об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО отсутствует.
Согласно п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил № 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту – в разделе V Правил).
Состояние ЗС ГО проверяется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках и инвентаризации (пункт 4.1.1 Правил № 583).
Ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО.
Комплексная проверка ЗС ГО проводится один раз в три года, для чего органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям составляют перспективные планы проведения комплексных проверок.
Для проведения комплексных проверок ЗС ГО рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдавать заключения с определением качественного состояния проверяемого оборудования и выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию по предназначению (п. 4.1.3 Правил № 583).
Как следует из материалов дела, с <...> осмотры и проверки технического состояния и соблюдения нормативных актов по содержанию ПРУ МКОУ «<...> СОШ» не проводились.
Во исполнение Правил № 583 инвентаризационные мероприятия в ПРУ МКОУ «<...> СОШ» для сохранения статуса защитного сооружения гражданской обороны как объекта ГО также не проводились.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия в материалах дела акта об отказе в снятии данного сооружения с учета, вывод мирового судьи о законности предписания и виновности МКОУ «<...> СОШ» в его неисполнении представляется преждевременным.
Выявив нарушения и выдав предписание для их устранения, должностное лицо МЧС, по сути, вместо комиссии решило, что ПРУ готово к использованию по предназначению, не предоставив технического заключения о состоянии ЗС ГО.
В то же время суды первой и второй инстанций также не проверили применимость требований вновь принятых нормативно-правовых актов к конкретному подвальному помещению, построенному и введенному в эксплуатацию в 1983 году в качестве противорадиационного укрытия.
Кроме того, судами первой и второй инстанций не уделено внимание тому факту, что финансирование казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации), соответственно, не проверено выделение средств на выполнение требований по содержанию имущества гражданской обороны.
Судами не установлено, осуществлялось ли со стороны должностных лиц МЧС в отношении МКОУ «<...> СОШ» методическое руководство в восстановлении и поддержании в готовности ПРУ с <...> согласно требованиям п. 4 ст. 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868).
При совокупности указанных обстоятельств, виновность юридического лица МКОУ «Первомайская СОШ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, не была установлена на допустимых и достоверных доказательствах, оцененных по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Названный принцип права был нарушен при рассмотрении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МКОУ «<...> СОШ», что является безусловным основанием для отмены судебных решений.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное, производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением <...> трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности (при сроке исполнения вышеуказанных пунктов предписания до <...>).
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № <...> в <...> от <...> и решение Омского районного суда <...> от <...>, вынесенные в отношении муниципального казенного образовательного учреждения «<...> средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Копию постановления направить для сведения МКОУ «<...> СОШ», ТОНД Омского района УНД ГУ МЧС России по Омской области.
Председатель
Омского областного суда <...> В.А. Ярковой
<...>
<...>