Дело № 4А-179
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тамбов 26 июня 2018 года
Заместитель председателя Тамбовского областного суда Бурашникова Н.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника инспекции ФНС *** от 12 февраля 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 апреля 2018 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 04 июня 2018 года, вынесенные в отношении ****** ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника инспекции ФНС *** от 12 февраля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 апреля 2018 года и решением судьи Тамбовского областного суда от 04 июня 2018 года, ****** ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поступившей в Тамбовский областной суд, содержится просьба об отмене указанных постановления и судебных актов и прекращении производства по делу.
Мотивируя жалобу, автор жалобы указывает, что деятельность *** не подпадает под действие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», поскольку обществом не проводится операций в виде платы за участие в лотерее на сумму равную или свыше 600 000 рублей. При этом общество не организует и не проводит лотереи, а является только распространителем лотерейных билетов.
Ссылаясь на пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», указывает, что идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов – физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей. В данном случае цена приобретенного за плату лотерейного билета составляет по условиям проведения лотереи 100 рублей, что дополнительно обосновывает то, что деятельность общества не подпадает под действие указанного Федерального закона.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, не нахожу оснований для удовлетворения указанной жалобы, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
Согласно данной статье к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
Из смысла п.п. 8-10 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» следует, что в деятельности по проведению лотерей участвуют операторы и распространители лотерей.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в лотереях, относятся к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
Из материалов дела усматривается, что *** является распространителем лотерейных билетов на основании соответствующего договора от *** г. № ***, заключенного с ***. Данный факт подтверждается представленными сведениями о взаимных расчетах между сторонами данного договора, к числу которых относятся платежные поручения от *** г. № *** и от *** г. № *** на перечисление выигрыша участникам лотереи на их банковский счет на сумму *** рублей каждому участнику.
Таким образом, будучи распространителем лотерей, *** в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В силу ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ в числе прочих к таким мерам относится организация и осуществление внутреннего контроля.
Согласно ст. 3 названного Федерального закона внутренним контролем - является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Осуществлением внутреннего контроля признается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
На основании п. 10 ст. 7 указанного Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является: юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица; физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.
При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Правительством Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 (далее - Правила), Правила в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ устанавливают порядок формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень), и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Пунктом 20 Правил установлено, что информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем 1 пункта 15 и пунктами 16 и 17 Правил, размещаются на официальном сайте (www.fedsfm.ru).
В соответствии с абз. 1 и 2 п. 21 Правил Федеральная служба по финансовому мониторингу доводит перечень до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ путем обеспечения доступа к такой информации только через их личные кабинеты на официальном сайте (www.fedsfm.ru).
Таким образом, организации в целях выполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля обязаны пользоваться перечнем, размещенным в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа (Федеральной службы по финансовому мониторингу), актуальным на дату совершения операций с денежными средствами.
Как следует из материалов дела, на основании поручения о проведении проверки от *** г. № *** в период с *** г. по *** г. сотрудниками инспекции ФНС *** проведена проверка соблюдения *** требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе проверки выявлены нарушения данного законодательства, выразившиеся в неисполнении обязанности в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно: не утвержден перечень работников, которые должны пройти обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма; не осуществляется обучение сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма; не проводится вводный инструктаж в целях ПОД и ФТ, юридическим лицом не открыт личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет, у организации отсутствует доступ к Перечню, размещенному в личном кабинете на портале Росфинмониторинга (Перечень организаций не просматривался/не скачивался).
По результатам проверки *** г. составлен акт № ***.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
*** г. должностным лицом инспекции ФНС *** в отношении ****** ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу генеральным директором общества допущено неисполнение обязанности в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно, в нарушение требований ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ не обеспечено проведение мер по организации в целом внутреннего контроля в связи с отсутствием личного кабинета организации на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в сети Интернет для работы с актуальным Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Факт совершения *** ФИО1 вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от *** г.; актом проверки № *** от *** г.; письменными объяснениями К. Л.А., К. Т.В.; протоколом допроса участника лотереи Д. Д.В.; копиями платежных поручений о выплатах выигрыша; договором на оказание услуг по распространению лотерейных билетов от 17 января 2017 г. и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с приведенными выше положениями ст. 2.4 КоАП РФ *** ФИО1, не исполнившая надлежащим образом свои служебные обязанности, подлежит административной ответственности.
Действия *** ФИО1 квалифицированы по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положениями законодательства в сфере деятельности распространителей лотерей и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых постановления и судебных актов.
Срок давности и порядок привлечения *** ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ
постановил:
постановление начальника инспекции ФНС России по г. Тамбову от 12 февраля 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 апреля 2018 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 04 июня 2018 года, вынесенные в отношении *** ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Тамбовского областного суда Бурашникова Н.А.