ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-179/19 от 01.03.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 4а-179/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Нижний Новгород 01 марта 2019 года

Заместитель председателя Нижегородского областного суда В.А. Сапега, рассмотрев жалобу защитника ПАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация» Коленова А.Д. по доверенности на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Городецкого судебного района Нижегородской области от 27 августа 2018 года и решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 23 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Городецкого судебного района Нижегородской области от 27 августа 2018 года ПАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация» (далее ПАО «ССК») привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 20.7 КоАП РФ и подвергнуто наказанию, с учетом ч. 2 ст. 4.4, ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 23 ноября 2018 года постановление мирового судьи судебного участка № 5 Городецкого судебного района Нижегородской области от 27 августа 2018 года изменено, исключено указание на то, что ПАО «ССК» не произведена корректировка Плана действий и защиты населения - в разделе Плана ГО возможная обстановка не соответствует действительности, так как приведены ряд организаций, которые в данный момент времени не существуют, нарушены требования пунктов 10, 11 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 284, устанавливающих обязанность проведения командно-штабных учений с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (1 раз в три года продолжительностью до 8 часов). В остальной части постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В надзорной жалобе защитник ПАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация» Коленов А.Д. просит изменить принятые по делу судебные акты, исключив из них указание на допущенные Обществом нарушения, указанные в пунктах №№ 1, 2, 4, 6, 16 протокола об административном правонарушении.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Правовое регулирование отношений в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что с 24 мая по 21 июня 2018 года на основании распоряжения заместителя начальника ГУ МЧС России по Нижегородской области - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ФИО3 от 16 мая 2018 года № 21 проведена плановая выездная проверка ПАО «ССК» на предмет соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны, в результате которой были выявлены нарушения положений ФЗ от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999, Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1091, приказа МЧС России от 16 февраля 2012 года № 70-дсп «О порядке разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (планов гражданской обороны), Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО, утвержденного ППРФ от 10 июля 1999 года № 782, Положения об уполномоченных на решение задач в области ГО структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 года № 230, Положения об организации обучения населения в области ГО, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 года № 841, Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 284, Положения о накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 года № 379, Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, утвержденного приказом МЧС России от 18 декабря 2014 года № 701, Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309, Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 года № 303, а именно:

1. не в полной мере выполнена обязанность по осуществлению планирования мероприятий по ГО - план основных мероприятий ГО на 2018 год организации не содержит полного объема основных мероприятий, которые требуется проводить в целях подготовки к ведению ГО (в разработанном ПАО «ССК» плане содержатся только мероприятия ГО: работа эвакуационной комиссии и комиссии по ПУФ, корректировка планирующих документов, подготовка в области ГО и обмен информацией),

2. не в полной мере выполнена обязанность по осуществлению планирования мероприятий по ГО – в положении о ГО организации не учтены в полном объеме основные мероприятия по ГО, а также приведены мероприятия, которые организацией не должны проводиться и не проводятся (не учтены мероприятия ГО: по предоставлению населению средств коллективной защиты, создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организации в области ГО, создание и организация деятельности эвакуационных органов организации, а также подготовка их личного состава, в том числе включенные мероприятия приведены в соответствие с недействующей редакцией нормативных правовых актов),

3. в ПАО «ССК», отнесенном к категории по ГО и эксплуатирующем опасный производственный объект 3 класса опасности (сеть газопотребления ПАО «ССК») не создано нештатное аварийно- спасательной формирование, прошедшее первичную аттестацию, оснащенное необходимым оборудованием, готовое к применению по предназначению в установленные сроки,

4. не в полной мере выполнена обязанность по осуществлению планирования мероприятий по ГО, а именно - не произведена корректировка плана действий и защиты населения (в разделе Плана ГО возможная обстановка не соответствует действительности, т.к. приведены ряд организаций, которых в данный момент времени не существуют, планируется проведение мероприятий по световой маскировке и санитарной обработке персонала, которые не требуется проводить, а также в организации нет ни планирующих документов по данным направлениям, ни сил и средств для реализации, для категорированной по ГО организации не приводятся мероприятия по укрытию наибольшей работающей смены в защитном сооружении ГО,

5. количество работников по ГО в структурном подразделении организации не соответствует требованиям законодательства (в организации, отнесенной к категории по ГО, штатная численность персонала составляет 532 чел., исходя из чего в штате должно быть не менее 2-3 освобожденных работников, тогда как по факту такой работник 1,

6. в ПАО «ССК» не создана соответствующая учебная материально-техническая база, а именно - слайды по темам занятий, переносной экран, отдельные образцы СИЗ органов дыхания и кожи, тренажер для оказания первой помощи, а также, при возможности, различные видеовоспроизводящие устройства для показа фильмов и видеороликов, многопрофильный класс, учебная площадка, по одному уголку ГОЧС в каждом административном и производственном здании, натурный участок местности,

7. в ПАО «ССК» не выполнено основное мероприятие ГО по подготовке в области ГО (в ПАО «ССК», эксплуатирующем опасный производственный объект, за последние 3 года не проводились комплексные учения продолжительностью до 2-х суток),

8. в ПАО «ССК» не проводились командно-штабные учения (1 раз в год продолжительностью до 1 суток),

9. ПАО «ССК» не проводились командно-штабные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов),

10. в ПАО «ССК» не определена номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств,

11. в ПАО «ССК», отнесенном к категории по ГО, не создано нештатное формирование по обеспечению выполнения мероприятий по ГО - по охране общественного порядка,

12. в ПАО «ССК», отнесенном к категории по ГО, не созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО - по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время,

13. в ПАО «ССК», отнесенном к категории по ГО, не создано нештатное формирование по обеспечению выполнения мероприятий по ГО - по срочному захоронению трупов в военное время,

14. в ПАО «ССК», отнесенном к категории по ГО и эксплуатирующем опасный производственный объект 3 класса опасности (сеть газопотребления ПАО «ССК»), не создано противопожарное формирование, не спланированы его действия, а также взаимодействие с другими видами пожарной охраны,

15. в ПАО «ССК» не организовано комплексное использование сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания,

16. в ПАО «ССК» не осуществляется создание (строительство) объектов ГО - убежище,

17. в ПАО «ССК» не организовано проведение мероприятий ГО по эвакуации работников, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

По данному факту 05 июля 2018 года главным специалистом отдела государственного надзора в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС ФИО4 в отношении ПАО «ССК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ, содержание и оформление которого отвечают требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения ПАО «ССК» постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Городецкого судебного района Нижегородской области от 27 августа 2018 года к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Судья Городецкого городского суда Нижегородской области, рассмотрев 23 ноября 2018 года жалобу на постановление мирового судьи, изменил его, исключив указание на то, что ПАО «ССК» не произведена корректировка Плана действий и защиты населения - в разделе Плана ГО возможная обстановка не соответствует действительности, так как приведены ряд организаций, которые в данный момент времени не существуют, нарушены требования пунктов 10, 11 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 284, устанавливающих обязанность проведения командно-штабных учений с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (1 раз в три года продолжительностью до 8 часов).

Факт совершения ПАО «ССК» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, и виновность Общества в его совершении подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает. Совокупность исследованных доказательств является достаточной для рассмотрения дела по существу и вынесения постановления о привлечении ПАО «ССК» к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы ПАО «ССК» в части исключения из мотивировочной части обжалуемых судебных решений указания о том, что Обществом были допущены нарушения, указанные в пунктах №№ 1, 2, 4, 6, 16 протокола об административном правонарушении были проверены судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы на постановление и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.

Выводы суда второй инстанции обоснованы, были сделаны на основании тщательно исследованных и должным образом оцененных обстоятельствах дела и имеющихся в материалах дела доказательствах, верно истолкованных и правильно примененных нормах права.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.

Доводы жалобы в своей совокупности направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не свидетельствуют о неправильной квалификации действий юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «ССК», предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 4.5 КоАП РФ, по делу не усматривается.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 Городецкого судебного района Нижегородской области от 27 августа 2018 года и решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 23 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация» оставить без изменения, жалобу защитника ПАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация» Коленова А.Д. – без удовлетворения.

Заместитель председателя суда В.А. Сапега