Дело № 4а-179/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Барнаул « 16 » марта 2016 года
Заместитель председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление судьи Бийского городского суда Алтайского края от 23 сентября 2015 года, которым
ФИО2, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, временно проживавший на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> с административным выдворением за пределы Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении от 23 сентября 2015 года №, составленному УУП ОУУУП и ПДН ОП «Приобский» МУ МВД России «Бийское» ФИО, ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты> по адресу<адрес>, выявлено, что гражданин <данные изъяты> ФИО2 ДД.ММ.ГГ въехал в Российскую Федерацию через пункт пропуска «<данные изъяты>» и при пересечении границы в нарушение пункта «з» части 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 05 октября 2004 года «Об использовании миграционной карты единого образца» и статьи 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ) не заполнил основную графу миграционной карты – «Подпись/Signature».
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи городского суда не обжаловалось.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, ФИО2 просит отменить вступившее в законную силу судебное постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного правонарушения, ссылаясь на то, что по смыслу положений действующего законодательства, в частности статьи 5 Протокола от 06 июля 2006 года между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 05 октября 2004 года (далее - Протокол) миграционная карта может быть заполнена как лично иностранным гражданином, так и за него иным лицом, при этом на должностных лиц компетентных органов Российской Федерации возложены обязанности проверить полноту, правильность заполнения и соответствие документам сведений, внесенных в миграционную карту, а также предложить устранить недостатки, имеющиеся в миграционной карте, в том числе связанные с ее неполным заполнением, однако сотрудники пункта пропуска замечаний к миграционной карте не предъявили и разрешили ему въезд в Российскую Федерации; в Российской Федерации проживают его <данные изъяты>, которые имеют разрешение на временное проживание и в дальнейшем намерены получить гражданство Российской Федерации.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Признавая ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к выводу о доказанности наличия вины последнего в нарушении установленных правил въезда в Российскую федерацию, выразившихся в незаполнении при пересечении границы Российской Федерации основной графы миграционной карты – «Подпись/Signature».
Между тем с таким выводом судьи согласиться нельзя.
Согласно статье 25.9 Федерального закона № 114-ФЗ иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию обязан получить и заполнить миграционную карту. Форма миграционной карты, порядок ее использования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил использования миграционной карты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 413 (далее – Правила), миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.
Бланк миграционной карты заполняется на русском языке. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность (пункт 5 Правил).
Пункт 6 Правил предусматривает, что допускается заполнение бланка миграционной карты за иностранного гражданина, не владеющего русским языком, грамотой или недееспособного, а также за малолетнего ребенка иным лицом.
Иностранный гражданин предъявляет миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию (пункт 7 Правил).
Отношения по использованию миграционной карты единого образца регулируются также Соглашением от 05 октября 2004 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца (далее – Соглашение), действие которого в силу статьи 1 распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств Сторон с территории третьего государства.
При этом под третьим государством понимается государство, не являющееся участником настоящего Соглашения (статья 2 Соглашения).
Согласно статье 2 и пункту 1 статьи 3 Соглашения компетентными органами государств Сторон иностранному гражданину при въезде на территории государств Сторон выдается для заполнения миграционная карта, которая представляет собой документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию и/или Республику Беларусь, и служащий для учета и контроля за его временным пребыванием на территориях государств Сторон.
Форма миграционной карты, включая основные и дополнительные графы, порядок ее выдачи, заполнения и применения, а также порядок обработки и использования информации, содержащейся в миграционной карте, определяются в отдельном Протоколе, который центральные компетентные органы заключат в течение 90 дней после вступления в силу настоящего Соглашения (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Порядок заполнения миграционной карты самим иностранным гражданином урегулирован пунктами 1-4 статьи 5 Протокола.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Протокола допускается заполнение миграционной карты за иностранного гражданина иным лицом, в том числе электронным способом с использованием автоматизированного оборудования установленного компетентными органами образца. При этом обе части миграционной карты подписываются иностранным гражданином, за которого заполняется миграционная карта.
Согласно пункту 8 статьи 5 Протокола должностное лицо соответствующего компетентного органа при въезде иностранного гражданина на территорию государства одной из Сторон с территории третьего государства проверяет заполнение обеих частей миграционной карты, соответствие сведений, содержащихся в них, сведениям, содержащимся в его визе и документе для выезда за границу, проставляет в обе части отметки о въезде, изымает заполненную часть «А» миграционной карты с проставленными отметками о въезде, а часть «Б» - возвращает иностранному гражданину.
Пункт 10 статьи 5 Протокола возлагает на должностное лицо компетентного органа государства обязанность предложить иностранному гражданину заполнить новую миграционную карту в случае выявления не полностью заполненной миграционной карты.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что действующее законодательство допускает возможность заполнения миграционной карты не лично иностранным гражданином, а за него иным лицом, в том числе электронным способом. При этом на должностных лиц компетентных органов Российской Федерации возложены обязанности проверить полноту и правильность заполнения миграционной карты, а также предложить устранить имеющиеся в миграционной карте недостатки, в том числе связанные с неполным ее заполнением.
Как следует из материалов дела, при въезде в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГ ФИО2 была выдана миграционная карта серии <данные изъяты>№, спустя 15 дней УУП ОУУП и ПДН ОП «Приобский» МУ МВД России «Бийское» ФИО было установлено отсутствие в графе «Подпись/Signature» указанной миграционной карты подписи ФИО2 Карта заполнена машинописным способом, что свидетельствует о заполнении ее сотрудником государственного органа при пересечении государственной границы, а не самим иностранным гражданином (л.д. 7). При этом в протоколе об административном правонарушении и собранных по делу доказательствах отсутствуют сведения о том, что иностранный гражданин уклонился от проставления подписи после указания на необходимость совершения такого действия должностным лицом миграционного органа. При рассмотрении дела судьей городского суда ФИО2 пояснил о том, что не знал о необходимости проставления подписи в миграционной карте (л.д. 17).
Из представленных доказательств также следует, что после проверки миграционной карты представителями компетентного органа государства ФИО2 был разрешен въезд в Российскую Федерацию, в миграционной карте заполнена графа о сроке пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации (с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ).
Таким образом, государство в лице его должностных лиц подтвердило факт надлежащего заполнения миграционной карты выдачей иностранному гражданину части «Б» с отметкой о разрешении въезда.
При таких обстоятельствах вывод судьи городского суда о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать правильным, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
жалобу ФИО2 удовлетворить.
Постановление судьи Бийского городского суда Алтайского края от 23 сентября 2015 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков
Справка:
судья городского суда ФИО1