ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-17/2014 от 07.02.2014 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

  Мировой судья – Арсенина А.Д.

 Федеральный судья – Булатов А.Р. Дело № 4а-17/2014

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 07 февраля 2014 года город Южно-Сахалинск

 Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев поданную в порядке надзора жалобу защитника директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» К.А.В. – Б.В.А. на судебные постановления о привлечении его к административной ответственности по части 1 и части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

 постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Охинского района от 09 августа 2013 года директор ООО «<данные изъяты>» К.А.В. привлечен к административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

 Решением судьи Охинского городского суда от 17 сентября 2013 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

 20 декабря 2013 года защитником вышеназванного должностного лица - Б.В.А. в Сахалинский областной суд подана жалоба в порядке надзора, в которой поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано на то, что невыполнение требований и мероприятий по гражданской обороне было допущено в связи с уменьшением муниципальным образованием городского округа «Охинский» объема финансирования по договорам оказания услуг, заключенным обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с управляющими организациями, и отсутствием объективной возможности соблюдать действующие в этой сфере правила и нормы.

 Дело истребовано из судебного участка № 10 Охинского района и поступило в Сахалинский областной суд 09 января 2014 года.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

 В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования в военное и мирное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 Пунктом 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 26 ноября 2007 года, установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

 Пунктом 2 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 года № 782, предписано, что структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

 Согласно пунктам 3, 4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 года № 841, к лицам, подлежащим обучению относятся: руководители организаций, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, работающее население.

 Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

 Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.

 В силу частей 1, 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

 Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 В соответствии с Примечанием к данной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, 15.37, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

 Как следует из материалов дела, 20 мая 2013 года главным специалистом территориального отдела надзорной деятельности Охинского района УНД Главного управления МЧС России по Сахалинской области Г.С.В. была проведена плановая проверка по выполнению ООО «<данные изъяты>» требований, установленных законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны.

 При проведении проверки, процедура которой надлежаще соблюдена, установлено, что в нарушение Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС от 14 ноября 2008 года № 687, Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 26 ноября 2007 года № 804, Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 года № 841, Постановления Правительства РФ от 27 апреля 2000 года № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года № 993, Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС от 23 декабря 2005 года № 999, Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 года № 782, в ООО «<данные изъяты>»:

 не разработан План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны;

 не разработано Положение об организации и ведении гражданской обороны в организации;

 не планируется и не осуществляется обучение должностных лиц и работников организации в области гражданской обороны;

 не проводятся учения и тренировки по гражданской обороне;

 не разработан приказ об организации гражданской обороны и назначения должностных лиц, уполномоченных на решение задач гражданской обороны;

 не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных средств индивидуальной защиты, медицинских и иных средств;

 не проводятся мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

 не создано нештатное аварийно-спасательное формирование;

 не созданы эвакуационные органы организации и не организованы их деятельность, а также подготовка личного состава.

 По результатам проверки главным специалистом территориального отдела надзорной деятельности Охинского района УНД Главного управления МЧС России по Сахалинской области Г.С.В. в отношении директора ООО «<данные изъяты>» К.А.В. 22 мая 2013 года составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Рассмотрев дело по существу, мировой судья и судья городского суда, пришли к выводу об обоснованности всего вменённого директору ООО «<данные изъяты>» К.А.В. объема правонарушений.

 Между тем, нарушение пукнкта 2 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны вменено в вину директору ООО «<данные изъяты>» К.А.В. неправомерно, поскольку в материалах дела имеется изданный им до проведения проверки приказ от 17 мая 2013 года № 40/26 о назначении Г.С.А. ответственным за решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. В этой связи указание на не назначение директором ООО «<данные изъяты>» К.А.В. должностного лица, уполномоченного на решение задач гражданской обороны, подлежит исключению из объема предъявленного ему правонарушения.

 Вместе с тем, указанное не свидетельствует об отсутствии в действиях названного должностного лица составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не влечет снижения назначенного наказания, так как имеющимися в деле доказательствами невыполнение им установленных законом требований и мероприятий в области гражданской обороны в остальной части вмененного объема правонарушений достоверно подтверждено.

 Представленные суду договор на оказание платных образовательных услуг от 21 октября 2011 года № 66/11-ОУ, согласно которому негосударственное образовательное учреждение Учебный центр «Ай Джи Эс» обязалось предоставить ООО «<данные изъяты>» услуги по обучению должностных лиц и специалистов организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также приказ о направлении на обучение от 21 октября 2011 года № 40/51 и удостоверения о том, что К.Е.П. и Ч.П.В. с 24 по 28 октября 2011 года прошли обучение в НОУ Учебный центр «Ай Джи Эс» по программе «Обучение должностных лиц и специалистов организации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с правом обучения работников организации в области безопасности жизнедеятельности) в объеме 40 часов», не подтверждают принятия исчерпывающих мер по обучению должностных лиц и работников организации в области гражданской обороны, так как документов об обучении остальных сотрудников ООО «<данные изъяты>», в том числе самого директора общества К.А.В., ни на момент проверки, ни в ходе судебного разбирательства, не представлено.

 Несостоятелен также довод жалобы об отсутствии у ООО «<данные изъяты>» объективной возможности для выполнения требований и мероприятий по гражданской обороне ввиду урезания муниципальным образованием городского округа «Охинский» финансирования по договорам оказания услуг, заключенным указанным обществом с управляющими организациями, поскольку доказательств принятия директором ООО «<данные изъяты>» К.А.В. всех возможных мер для изыскания денежных средств в целях обеспечения организации мероприятий в области гражданской обороны в деле не имеется.

 При таком положении, когда собранными по делу доказательствами факт ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей вышеназванным должностным лицом подтвержден, вывод судей о совершении им перечисленных выше административных правонарушений является правильным.

 Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда

п о с т а н о в и л:

 постановление мирового судьи судебного участка № 10 Охинского района от 09 августа 2013 года и решение судьи Охинского городского суда от 17 сентября 2013 года по делу о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» К.А.В. к административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу его защитника Б.В.А. – без удовлетворения.

 Заместитель председателя

 Сахалинского областного суда Усольцева И.В.