ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-180 от 20.03.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

4а-180

город Казань ___ марта 2018 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу Г.И, Шрома на вступившие в законную силу решение судьи Московского районного суда города Казани от 1 ноября 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 13 декабря 2017 года, вынесенные в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за взрывопожароопасными объектами общепромышленного и химического комплекса Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 сентября 2017 года ФИО1, занимающий должность заместителя главного инженера по промышленной безопасности публичного акционерного общества «Казаньоргсинтез» (далее по тексту - ПАО «Казаньоргсинтез»), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Московского районного суда города Казани от 1 ноября 2017 года постановление должностного лица было оставлено без изменения.

Обжалованное заявителем решение судьи районного суда также оставлено без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 13 декабря 2017 года.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит вышеуказанные постановление должностного лица и решения судей обеих инстанций отменить, производство по делу прекратить.

Изучение истребованного из Московского районного суда города Казани дела об административном правонарушении, доводов заявителя, показало, что оснований для удовлетворения указанной жалобы не имеется в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из дела об административном правонарушении следует, что основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило нарушение должностным лицом Общества ФИО1 части 1 статьи 9, пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года № 536 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью», а именно, положение «Система управления промышленной безопасностью в ПАО «Казаньоргсинтез» не содержит актуализированный перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие системы управления промышленной безопасностью; в нарушение части 1 статьи 9, пунктов 3, 4, 5 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта «д» пункта 4, подпункта «ж» пункта 7, пунктов 11, 12 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года № 536 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах ПАО «Казаньоргсинтез» на срок более одного календарного года не охватывают все мероприятия в области промышленной безопасности, проводимые в рамках системы управления промышленной безопасностью, а именно: в представленной программе обеспечения безопасности объектов контроля отсутствуют мероприятия по строительству, реконструкции, развитию, модернизации, консервации опасных производственных объектов, определенных Положением «Система управления промышленной безопасностью в ПАО «Казаньоргсинтез»; в нарушение части 1 статьи 9, статьи 10, пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года № 536, пункта 3 (1) «Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 № 263, в Положении о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности опасных производственных объектах ПАО «Казаньоргсинтез» не указаны: порядок принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля; порядок принятия решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах; порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности; порядок подготовки сведений об организации производственного контроля; в нарушение статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта «г» пункта 6, пункта 11 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263, подпункта «и» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492, акты, составленные по результатам проверок комиссий по производственному контролю за соблюдением требований промышленной безопасности в структурных подразделениях ПАО «Казаньоргсинтез» в 2016 году не соответствуют утвержденной форме в Положении о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности опасных производственных объектах ПАО «Казаньоргсинтез», а именно: отсутствуют отметки об устранении выявленных нарушений (акт комплексной проверки требований промышленной безопасности от 29 февраля 2016 года № 2); отсутствует дата вручения акта (акт комплексной проверки требований промышленной безопасности от 29 февраля 2016 года № 2, акт комплексной проверки требований промышленной безопасности от 30 ноября 2016 года № 59); в нарушение пунктов 4, 11, 15 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 № 263, части 1 статьи 9, статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в актах-предписаниях, выдаваемых ответственными лицами по результатам комплексных и целевых проверок службы производственного контроля ПАО «Казаньоргсинтез», указываются ссылки на нормативные документы, требования которых отменены: в акте-предписании от 29 февраля 2016 года № 2 в пункте 64 имеется ссылка на отмененные с 22 декабря 2014 года ПБ 10-573-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды»; в нарушение статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта «г» пункта 6, пункта 11 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263; подпункта «и» пункта 5 Положений о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492, акты-предписания, составленные по результатам проверок по производственному контролю за соблюдением требований промышленной безопасности в структурных подразделениях ПАО «Казаньоргсинтез» за период 2016 года не всегда соответствуют утвержденной форме: отсутствуют отметки об устранении выявленных нарушений; отсутствуют отметки о проведении контрольных проверок полноты устранения выявленных нарушений с указанием лица, проводившего данную проверку (акт комплексной проверки требований промышленной безопасности от 29 февраля 2016 года № 2, акт комплексной проверки требований промышленной безопасности от 30 ноября 2016 года № 59); в нарушение статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 6, 11 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263, подпункта «и» пункта 5 Положений о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492, не проведена проверка выполнения акта-предписания, составленного по результатам проверок (подкомиссий) по производственному контролю за соблюдением требований промышленной безопасности в структурных подразделениях ПАО «Казаньоргсинтез» от 15 декабря 2016 года, проверка выполнения которого была запланирована на апрель 2017 года; в нарушение статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 6, 11 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263, подпункта «и» пункта 5 Положений о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492, без участия службы производственного контроля ПАО «Казаньоргсинтез» проведена проверка выполнения мероприятий по результатам расследования инцидентов в ПАО «Казаньоргсинтез» за 2015 год.

Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 5 сентября 2017 года (л.д. 22-27), актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица ПАО «Казаньоргсинтез» от 3 июля 2017 года (л.д. 45-103), а также другими доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.

Указанные доказательства были оценены судьями обеих инстанций в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия заявителя правильно квалифицированы по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявителю назначено административное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводу заявителя при проверке в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законности вынесенного должностным лицом Ростехнадзора постановления от 18 сентября 2017 года судьями обеих инстанций были исследованы все представленные доказательства, им была дана верная оценка и обоснованно сделан вывод о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения.

Довод заявителя в целом сводящийся к тому, что обстоятельства на основании которых вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не доказаны, своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящей жалобы не нашел.

По результатам проведенной на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 23 мая 2017 года № 1366 выездной проверки в отношении ПАО «Казаньоргсинтез» (л.д. 39-42) были выявлены нарушения требований промышленной безопасности и иных обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами в области промышленной безопасности, отраженными в соответствующем акте проверки и протоколе об административном правонарушении, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, должностное лицо и судьи обеих инстанций правильно признали их допустимыми доказательствами и положили в основу обжалуемых решений, оценив по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка совокупности доказательств с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности для установления обстоятельств указанных в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесена к полномочиям судьи.

Иные доводы, аналогичные указанным в жалобе, уже являлись предметом проверки судей нижестоящих инстанций и были обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных постановлениях, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенных по делу об административном правонарушении постановлений.

При таких обстоятельствах решения судей обеих инстанций являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Московского районного суда города Казани от 1 ноября 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 13 декабря 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель

Председателя Верховного Суда

Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров