ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1802/2015 от 18.12.2015 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

4а-1802м

гор. Казань 18 декабря 2015 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу защитника Р.Р.Х. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Советскому судебному району города Казани от 24 июня 2015 года и решение судьи Советского районного суда города Казани от 15 сентября 2015 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая компания «Альтернатива»» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по Советскому судебному району города Казани от 24 июня 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Казани от 15 сентября 2015 года, общество с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая компания «Альтернатива»» (далее по тексту - ООО «МКФ Альтернатива», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В жалобе защитник ООО «МКФ Альтернатива» Р.Р. Х., оспаривая правомерность привлечения Общества к административной ответственности, просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы ФИО1 не нахожу.

В соответствии со статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Объективную сторону состава указанного административного правонарушения образуют непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) только тех сведений (информации), представление которых предусмотрено законом.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой, в том числе, юридическими лицами, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее по тексту - Федеральный закон № 152-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 152-ФЗ целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года N 228 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

На основании пункта 2 части 5 статьи 23 Федерального закона № 152-ФЗ уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений.

Исходя из пункта 1 части 3 статьи 23 Федерального закона № 152-ФЗ, уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию.

Согласно статье 3 Федерального закона № 152-ФЗ оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В порядке части 1 статьи 22 Федерального закона № 152-ФЗ оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу пункта 11 части 3 статьи 22 Федерального закона № 152-ФЗ уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Уведомление должно содержать сведения, в том числе об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона № 152-ФЗ оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, по запросу этого органа, необходимую информацию в течение тридцати дней с даты получения такого запроса.

Материалами дела установлено, что по состоянию на 20 апреля 2015 года ООО «МКФ Альтернатива» не представило уведомление о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

10 апреля 2015 года заместителем руководителя Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан на основании статьи 23 Федерального закона № 152-ФЗ и пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года N 228 в адрес ООО «МКФ Альтернатива» направлен запрос о представлении уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных в течение тридцати дней с даты получения запроса (л.д. 5).

Указанный запрос Обществом получен 17 апреля 2015 года (л.д. 6).

Однако в установленный срок до 17 мая 2015 года запрашиваемая у Общества информация в Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан представлена не была, что послужило основанием для составления в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направления дела на рассмотрение мировому судье.

Протокол об административном правонарушении составлен в установленном законом порядке, уполномоченным на то должностным лицом в присутствии законного представителя Общества ФИО2 и содержит все сведения, необходимые для рассмотрения дела.

Эти обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле об административном правонарушении доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д.4); объяснениями Э.Н. Б. (л.д.11); уведомлением об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (л.д.61).

Данные доказательства получены в установленном законом порядке, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, факт совершения ООО «МКФ Альтернатива» административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность Общества в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, мировым судьёй установлены правильно, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, обоснованность привлечения ООО «МКФ Альтернатива» к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнения не вызывает, поскольку совокупность представленных в материалы дела и исследованных судьями нижестоящих судебных инстанций доказательств свидетельствует о том, что Общество уведомление о намерении осуществлять обработку персональных данных в сроки, определенные Федеральным законом № 152-ФЗ, не предоставило.

Довод жалобы о нарушении порядка рассмотрения дела об административном правонарушении в виду ненадлежащего извещения Общества нельзя признать состоятельным.

Из материалов дела следует, что ООО «МКФ Альтернатива» извещалось о месте и времени рассмотрения дела мировым судьей посредством почтовой связи.

В свою очередь, довод жалобы о том, что судебное извещение Обществом было получено не своевременно, объективными данными не подтверждается.

Кроме того, Общество реализовало свое право на обжалование судебного постановления, обратившись с жалобой в суд вышестоящей судебной инстанции.

Судья районного суда пересмотрел дело об административном правонарушении в полном объеме по правилам статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с участием защитника ФИО1 и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.

Каких-либо обстоятельств, которые могли бы повлечь необходимость переоценки выводов судей нижестоящих судебных инстанций и пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, в ходе рассмотрения жалобы не установлено.

Оснований для признания совершенного ООО «МКФ Альтернатива» административного правонарушения малозначительным, о чём указывается в жалобе, не имеется.

При таких обстоятельствах ООО «МКФ Альтернатива» обоснованно привлечено мировым судьёй к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в минимальном размере, установленном санкцией указанной статьи.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «МКФ Альтернатива» вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Судебные акты соответствуют требованиям закона.

Нарушений норм административного законодательства, которые привели к неверному разрешению дела, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Советскому судебному району города Казани от 24 июня 2015 года и решение судьи Советского районного суда города Казани от 15 сентября 2015 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая компания «Альтернатива»» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Р.Р.Х. – без удовлетворения.

Заместитель

Председателя Верховного Суда

Республики Татарстан /подпись/ Р.Ф. Гафаров

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики Татарстан ФИО3