Дело № 4а-180/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Хабаровск 05 мая 2016 года
Заместитель председателя Хабаровского краевого суда Веретенников Н.Н., рассмотрев жалобу ФИО2 на вступившие в законную силу постановление судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 24 июля 2015 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 01 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, в отношении должностного лица – капитана судна ТДС «<данные изъяты>» ФИО2,
установил:
15 июня 2015 года начальником государственного инспекторского поста Советско-Гаванской государственной районной инспекции Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, в отношении должностного лица – капитана судна ТДС «<данные изъяты>» ФИО2
Постановлением судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 24 июля 2015 года ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 870 000 рублей без конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов за нарушение пунктов 9.10, 10.1, 29.9, 30.1 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2013 № 385, выразившееся в осуществлении в период с 01 марта 2015 года по 22 мая 2015 года промышленного и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне РФ в отсутствие действительного свидетельства об управлении безопасностью (СвУБ) для судна ТДС «<данные изъяты>» (срок действия имевшегося свидетельства истек 01 марта 2015 года).
Решением судьи Хабаровского краевого суда от 01 октября 2015 года оставлено без изменения постановление судьи городского суда.
Определением судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 25 февраля 2016 года ФИО2 предоставлена рассрочка по уплате административного штрафа сроком на три месяца – до 26 мая 2016 года.
Судебные решения вступили в законную силу.
В жалобе ФИО2 просит изменить судебные решения и снизить размер назначенного наказания.
Проверив материалы дела, нахожу состоявшиеся по делу судебные решения подлежащими отмене по следующему основанию.
Частью 2 ст.8.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В силу п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» исходя из положений Федеральных законов от 20.12.2004 № «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 30.11.1995 № «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17.12.1998 № «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов (рыболовства) являются получение соответствующих разрешительных документов (в случаях, когда установлена необходимость их получения), выполнение обязанностей и соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках данного вида рыболовства.
С учетом этого невыполнение лицами, осуществляющими рыболовство, одного или нескольких из предусмотренных требований влечет административную ответственность на основании части 2 статьи 8.16, части 2 статьи 8.17, части 2 статьи 8.37 КоАП РФ.
Статья 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определяет понятие рыболовства не только как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, но и в предусмотренных данным Законом случаях, как деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих ресурсов. Так, в соответствии с указанной нормой любительское и спортивное рыболовство представляет собой деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях, в то время как промышленное рыболовство - это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
К нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, например:
добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности (то есть без разрешения на добычу (вылов), без путевки для осуществления любительского и спортивного рыболовства);
нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов), в частности несоблюдение целей, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (промышленных, научных, контрольных, рыбоводных); добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении, с нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением;
несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства);
осуществление рыболовства при отсутствии на судне специальных средств технического контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) других технических средств контроля, когда оснащение судна такими средствами является обязательным;
отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале и (или) иных отчетных документах при условии, что законодательством установлена обязанность по ведению таких документов.
Как следует из постановления, совершение каких-либо действий, нарушающих подобные правила осуществления рыболовства, ФИО2 не вменялось.
Допущенное ФИО2 нарушение выразилось в осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне РФ в отсутствие действительного свидетельства об управлении безопасностью (СвУБ) для судна ТДС «<данные изъяты>».
В соответствии со ст.34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи (ч.5).
Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью или его ежегодного подтверждения организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи (ч.6).
Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме (ч.8).
Таким образом, утверждать, что действия ФИО2 являются нарушением правил рыболовства, безосновательно, поскольку в данном случае нарушена система управления безопасностью судна.
При указанных обстоятельствах в действиях ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.
Поэтому судебные решения подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,
постановил:
Постановление судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 24 июля 2015 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 01 октября 2015 года и определение судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 25 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, в отношении должностного лица – капитана судна ТДС «<данные изъяты>» ФИО2 отменить и производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Хабаровского краевого суда Н.Н.Веретенников