ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-181/19 от 25.03.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-181/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Самара 25 марта 2019 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Юсупова Н.Т. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №84 судебного района г. Сызрани Самарской области - мирового судьи судебного участка №83 судебного района г. Сызрани Самарской области от 22.11.2018г. и решение Сызранского городского суда Самарской области от 15.01.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №84 судебного района г. Сызрани Самарской области - мирового судьи судебного участка №83 судебного района г. Сызрани Самарской области от 22.11.2018г. должностное лицо – начальник тыла Сызранского ЛО МВД России на транспорте Юсупов Н.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от 15.01.2019г. постановление мирового судьи от 22.11.2018г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Юсупов Н.Т. считает дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств; указывает, что протокол составлен неуполномоченным должностным лицом и выявленные нарушения не являются нарушениями действующего законодательства; просит принятые постановление и решение отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительски свойства; обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Из части 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с ч.1 ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Сызранской транспортной прокуратурой 14.08.2018 г. при проведении в Сызранском ЛО МВД России на транспорте проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, выявлены нарушения, выразившиеся:

- в отсутствии герметичности места хранения отходов (полы деревянные имеют щели), отсутствии специальной тары (герметичной емкости) для хранения поврежденных ртутьсодержащих ламп, хранении неповрежденных ртутьсодержащих ламп в таре, предназначенной для поврежденных ртутьсодержащих ламп, отсутствии демеркуризационного комплекта (несоблюдение требований ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 14, 16, 20 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681);

- невыполнении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами, установленной ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с Порядком учета в обрасти обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721;

- отсутствии у руководства Сызранского ЛО МВД России на транспорте ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушены требования ст. 11, ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Порядка учета в области обращения с отходами», утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011г. №721, п. 14, п.16, п.20 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением правительства РФ от 03.09.2010г. №681.

По результатам проверки, направленным и.о. Сызранского транспортного прокурора ДД.ММ.ГГГГ за Министру лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по электронной почте: <данные изъяты> (л.д.8-9), ведущим специалистом отдела экологии и природопользования Администрации г.о.Сызрань ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Сызранского ЛО МВД России на транспорте по ст. 8.2 КоАП РФ с проведением административного расследования и 19.09.2018г. в отношении должностного лица – начальника тыла Сызранского ЛО МВД России на транспорте Юсупова Н.Т. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

В подтверждение, что должностным лицом – начальником тыла Сызранского ЛО МВД России на транспорте Юсуповым Н.Т. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в судебных решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 19.09.2018г. (л.д. 3-4); объяснения Юсупова Н.Т. от 19.09.2018г. (л.д.5); предписание от 19.09.2018г. (л.д.6); письмо от 20.08.2018г. Сызранской транспортной прокуратуры направленное Министру лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования о выявлении в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в области обращения с отходами нарушений Сызранским ЛО МВД России на транспорте (л.д.8-9); фотография (л.д.10); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Сызранского ЛО МВД России на транспорте (л.д.13-15) документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение рег. (л.д.16-18); должностная инструкция ведущего специалиста отдела экологии и природопользования утвержденная заместителем Главы Администрации г.о. Сызрань 16.09.2016г. из которой следует, что должность ведущего специалиста отдела экологии и природопользования относится к ведущим должностям муниципальной службы категории «специалисты» (л.д.69-72),- поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица - начальника тыла Сызранского ЛО МВД России на транспорте Юсупова Н.Т. в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической

опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки

воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении

хозяйственной и иной деятельности.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правилам 681).

Вышеуказанные Правила устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Согласно п. 2 Правил N 681 "отработанные ртутьсодержащие лампы" -ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента»; "герметичность тары"- способность оболочки (корпуса) тары, отдельных ее элементов и соединений препятствовать газовому или жидкостному обмену между средами, разделенными этой оболочкой.

Ртутьсодержащие лампы отнесены к I классу опасности и в соответствии с пунктом 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03), являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.

Хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных метках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.

Согласно п. 5.56 ГОСТ 30772-2001 под хранением отходов понимается режим, (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, вопределенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения. Примечанием к ст. 5.56 установлено, что при хранении отходов необходимо выполнять требуемые условия безопасности для персонала, осуществляющего операции, сопутствующие хранению, и окружающей природной среды.

В соответствии с разделом 5 «Сведения о местах накопления отходов» проекта нормативного образования отходов и лимитов их размещение для Сызранского ЛО МВД России на транспорте предусмотрена площадка для накопления отходов 1-го класса опасности (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства) расположенная в специально отведенном закрытом помещении с бетонным покрытием, однако в результате проведенной проверки установлено, что ртутные лампы на момент обнаружения административного правонарушения хранились в не герметичном ящике, в помещении с деревянном полом, имеющим щели, вместе с другими вещами, таким образом, сбор, накопление, отходов не отвечают требованиям безопасности для здоровья.

Пунктом 16 Правил N 681 установлен запрет на совместное хранение; поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп. Вместе с тем, данное требование законодательства не выполнено.

Согласно п. 19 Правил № 681 обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований.

Пунктом 20 Правил № 681 предусмотрено, что в случае возникновения у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп аварийной ситуации, в частности боя ртутьсодержащей лампы (ламп), загрязненное помещение должно быть покинуто людьми и должен быть организован вызов специализированных организаций для проведения комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений. Обезвреживание ртутного загрязнения может быть выполнено потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) самостоятельно с помощью демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.

Довод надзорной жалобы, что обязательность наличия демеркуризационного комплекта отсутствует, несостоятелен, поскольку установленные п. 20 Правил № 681 меры связаны с повышенным классом опасности данного отхода и при возникновении аварийной ситуации, требуют принятие немедленных мер на обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп в виде вызова специализированной организации, с которой заключен договор на их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований, либо самостоятельной ликвидации с помощью имеющегося демеркуризационного комплекта.

Довод надзорной жалобы о ведении в установленном порядке учета в области обращения с отходами, наличии в электронном виде журнала учета не может быть принят во внимание, поскольку из материалов дела следует, что при проведении Сызранской транспортной прокуратурой проверки 14.08.2018г. журналы учета отходов образовавшихся, утилизируемых, обезвреженных, переданных другим лицам не заведены, что подтверждается объяснениями начальника тыла Сызранского ЛОМ МВД России на транспорте Юсупова Н.Т. от 14.08.2018 г. и на имеющейся в материалах дела запрос от 06.08.2018 г. о предоставлении соответствующих документов, указанные журналы не предоставлены ЛО МВД России по Самарской области.

Ответом начальника Сызранского ЛО МВД России на транспорте от августа 2018 г. предоставлены имеющиеся документы, указанные в Приложении, в данном перечне отсутствует журнал учета отходов, ссылки на ведение журнала в электронном виде отсутствуют, исполнителем является Юсупов Н.Т. (л.д. 11,76).

Должностным лицом до вынесения 14.09.2018г. протокола об административном правонарушении в отдел экологии и природопользования Администрации г.о. Сызрань журнал учета отходов ни в бумажном, ни в электронном виде не предоставлен.

Довод заявителя надзорной жалобы, что им пройдено обучение по программе «Обучение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления» и предъявлено удостоверение о повышении квалификации от 04.09.2018 г. при составлении протокола по делу об административном правонарушении не освобождает от административной ответственности виновное лицо, поскольку обучение пройдено Юсуповым Н.Т. в период с 23.08.2018г. по 04.09.2018г. после выявления прокуратурой правонарушения и не свидетельствует об отсутствии вины в допущенном правонарушении на момент его выявления.

Довод надзорной жалобы Юсупова Н.Т. о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом основаны не неверном толковании норм права.

В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения выполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления наделяются правом утверждать перечни должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор, права которых осуществляются в соответствии со ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в том числе правом на составление протоколов об административных правонарушениях.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 06.04.2010 г. N 36-ГД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды" в целях обеспечения выполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления наделяются правом утверждать перечни должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор. Указанные должностные лица имеют право в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований.

Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 15.01.2011 № 103 (последняя редакция от 29.10.2018 г. № 3093) утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих государственный экологический надзор на территории г.о. Сызрань, согласно которого ведущий специалист отдела экологии и природопользования Широкова Н.А. наделена полномочиями по осуществлению государственного экологического надзора на территории г.о. Сызрань (Постановление от 29.11.2012 г. №3298).

В силу указанных положений закона и требований ч. 2 ст. 1.3.1 КоАП РФ, составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, ведущим специалистом отдела экологии и природопользования не является процессуальным нарушением, оснований для признания протокола недопустимым доказательством не имеется.

Довод надзорной жалобы, что производство по делу было проведено с нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ основан на неправильном толковании норм права. Порядок и сроки возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении и передачи протокола с материалами дела на рассмотрение судье произведены без нарушений, которые могли бы повлечь признание представленных доказательств недопустимыми и отмену состоявшихся судебных решений.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно п.3.16 должностной инструкции начальника тыла Сызранского линейного отдела МВД РФ на транспорте, утвержденной начальником Сызранского ЛО МВД России на транспорте 10.01.2017г., начальник тыла Юсупов Н.Т. организует работу по ведению договоров по вывозу и утилизации отходов, осуществляет контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства РФ в сфере обращения с отходами производства и потребления.

При изложенных обстоятельствах, Юсупов Н.Т. обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Иные доводы аналогичные указанным в надзорной жалобе, являлись предметом проверки предыдущими судебными инстанциями, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных постановлении и решении, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления и решения состоявшихся по делу об административном правонарушении.

При вынесении постановления мировым судьей приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, на основании которых сделан обоснованный вывод о виновности Юсупова Н.Т. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Законность и обоснованность вынесенного 22.11.2018г. постановления мирового судьи о признании Юсупова Н.Т. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в полном объеме проверены судьей городского суда с соблюдением требований ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на указанное постановление, и в решении от 15.01.2019г. дана надлежащая правовая оценка всем доводам жалобы, и указаны мотивы, по которым судья городского суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности начальника тыла Сызранского ЛО МВД России на транспорте Юсупова Н.Т. в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу начальника тыла Сызранского ЛО МВД России на транспорте Юсупова Н.Т., не усматривается, наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных решений не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление и.о. мирового судьи судебного участка №84 судебного района г. Сызрани Самарской области - мирового судьи судебного участка №83 судебного района г. Сызрани Самарской области от 22.11.2018г. и решение Сызранского городского суда Самарской области от 15.01.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении начальника тыла Сызранского ЛО МВД России на транспорте Юсупова Н.Т., оставить без изменения, а надзорную жалобу Юсупова Н.Т. оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров