Мировой судья – Епишин А.С. 44а-1833/2018
Судья – Бауэр О.Г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 27.12.2018
Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу Чухустова Сергея Леонидовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 Свердловского судебного района г. Перми от 30.08.2018, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 28.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Управляющая компания МОЙ ДОМ» - Чухустова Сергея Леонидовича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Свердловского судебного района г. Перми от 30.08.2018, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 28.11.2018, должностное лицо - генеральный директор ООО «Управляющая компания МОЙ ДОМ» Чухустов С.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде дисквалификации сроком на 2 года (л.д. 183-189, 233-236).
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 07.12.2018, заявитель ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений, полагая их необоснованными и незаконными, просит прекратить производство по делу.
Дело об административном правонарушении истребовано 11.12.2018, поступило в Пермский краевой суд 14.12.2018.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 настоящего Кодекса (то есть, случаев неразмещения информации, размещения информации не в полном объёме или размещения недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства), влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50000 руб. до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет.
В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (п. 7 ст. 3 Закона о лицензировании).
Лицензирование, как установлено ст. 2 Закона о лицензировании, осуществляется, в том числе в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан (ч. 1). Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (подп. «а»); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ (подп. «б»); соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ (подп. «в»).
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ к лицензионным требованиям относятся, в том числе требования, установленные Правительством Российской Федерации
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учёта, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платёжных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения расходов, указанных в ч. 9 настоящей статьи (то есть расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые подлежат включению в состав платы за содержание жилого помещения с 01.01.2017), в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учёта потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учёта при условии обеспечения этой системой учёта возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объёма потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Анализ вышеприведённых норм материального права, регулирующих, в том числе порядок определения размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании и использовании общего имущества многоквартирного дома, позволяет сделать вывод о том, что по общему правилу при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации; исключения из этого правила перечислены в законе. К таким исключениям в силу ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ отнесены случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной системой учёта потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учёта и случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Из судебных постановлений и материалов дела следует, что основанием для привлечения должностного лица организации, осуществляющей управление многоквартирным домом **, расположенным по ул. **** в г. Перми, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, послужил установленный факт осуществления данной организацией предпринимательской деятельности по управлению указанным многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, а именно с несоблюдением порядка определения размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании и использовании общего имущества многоквартирного дома, которое выразилось в том, что в период январь-март 2018 года расчёт платы за указанный коммунальный ресурс произведён не исходя из норматива потребления, учитывая отсутствие перечисленных выше исключений из порядка определения размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании и использовании общего имущества многоквартирного дома.
Перечисленные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных доказательств, получивших надлежащую оценку судей: протоколом об административном правонарушении от 24.07.2018 № 1377-Л (л.д. 8); сведениями из ЕГРЮЛ в отношении ООО «УК МОЙ ДОМ» (л.д. 10-11); копией действующей лицензии от 21.04.2015 № **, выданной ООО «УК МОЙ ДОМ» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 12); информацией об управлении многоквартирным домом по адресу: **** (л.д. 14); копией заявления Чухустова С.Л. на выдачу квалификационного аттестата от 14.01.2015 (л.д. 15); копией акта проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края ООО «УК МОЙ ДОМ» от 04.06.2018 № 1377Л (л.д. 26-27); копией предписания инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 04.06.2018 № 1377Л, выданного ООО «УК МОЙ ДОМ» (л.д. 25); копией ответа ООО «УК МОЙ ДОМ» от 29.05.2018 № 121 (л.д. 46); копией ответа ПАО «Пермэнерго» от 18.05.2018 № 610-09-2321 с приложениями (л.д. 47).
Признавая постановление о привлечении Чухустова С.Л. к административной ответственности законным и обоснованным, судья районного суда исходил из того, что обстоятельства, установленные мировым судьёй в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении указанным должностным лицом ООО «УК МОЙ ДОМ» деяния, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Не соглашаясь с привлечением к административной ответственности заявитель приводит в жалобе следующие доводы. В соответствии с административным регламентом Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края исполнения государственной функции по лицензионному контролю, утверждённым приказом Инспекции от 19.12.2014 № СЭД-45-14-01-231, ответственным за оформление результатов проверки при составлении акта проверки, предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протокола об административном правонарушении является должностное лицо, определённое в распоряжении начальника, заместителя начальника Инспекции. Фактически протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом – инспектором Е., которая не указана в распоряжении заместителя начальника Инспекции о проведении проверки ООО «УК МОЙ ДОМ» от 03.05.2018 № 1377л. Более того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что данный инспектор состояла службе в Инспекции на момент оформления протокола. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о недопустимости протокола об административном правонарушении как доказательства и наличии оснований для прекращения производства по делу. Необоснованными являются выводы судьи районного суда о недоказанности наличия решения общего собрания собственников по вопросу определения размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату электроэнергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Назначение Чухустову С.Л. административного наказания в виде дисквалификации влечёт негативные последствия для жителей многоквартирных домов, которые находятся под управлением ООО «УК МОЙ ДОМ», поскольку инженерные системы данных домов, построенных в 50-60 годы прошлого века, нуждаются в постоянной регулировке. На иждивении Чухустова С.Л. находятся два малолетних ребёнка, размер его заработной платы составляет 40000 руб.; на руководящей должности управляющей компании он находится 14 лет, имеет только положительные оценки своей деятельности со стороны ресурсоснабжающих организаций, советов домов. Назначенное наказание является несправедливым.
Данные доводы не могут служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений.
Ссылки на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, подлежат отклонению.
Полномочием на составление протокола по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в силу п. 69 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, обладают должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор.
Согласно административному регламенту Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края исполнения государственной функции по лицензионному контролю, утверждённому приказом Инспекции от 19.12.2014 № СЭД-45-14-01-231, ответственным за оформление результатов проверки при составлении акта проверки, предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протокола об административном правонарушении является должностное лицо, определённое в распоряжении начальника, заместителя начальника Инспекции.
В соответствии с п. 3.5.1 должностного регламента консультанта отдела протоколов об административных правонарушениях – государственного жилищного инспектора Инспекции государственного жилищного надзора Пермского в обязанности консультанта указанного отдела входит составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 14.1.3 КоАП РФ (л.д. 177).
В распоряжении заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о проведении проверки ООО «УК МОЙ ДОМ» от 03.05.2018 № 1377л лицами, уполномоченными на проведение проверки, указаны инспекторы Б., К., М. (л.д. 30).
Протокол об административном правонарушении от 24.07.2018 № 1377-Л, оформленный по результатам проведения проверки, назначенной распоряжением от 03.05.2018, составлен консультантом отдела протоколов об административных правонарушениях – государственным жилищным инспектором Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Е., ознакомленной с названным выше должностным регламентом под подпись (л.д. 178).
При этом необходимо отметить, что описание объективной стороны правонарушения, вменённого Чухустову С.Л. и его квалификация, соответствуют описанию нарушений законодательства, отражённых в акте проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края ООО «УК МОЙ ДОМ» от 04.06.2018 № 1377Л, поэтому имеющееся несоответствие при оформлении протокола на его доказательственную силу не влияет. Доводы о том, что материалы дела не содержат доказательств замещения Е. должности инспектора Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края на момент оформления протокола, являются надуманными, на существо дела не влияющими, учитывая последующее направление материалов данного дела в суд уполномоченным сотрудником Инспекции.
Полагаю возможным согласиться с критической оценкой судьёй районного суда доводов привлекаемого лица в отношении принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения по вопросу определения размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату электроэнергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Такая оценка основана на материалах дела и доводами жалобы не опровергается.
Обоснованным является выбор мировым судьёй вида административного наказания, он осуществлён по правилам гл. 4 КоАП РФ, с учётом всех юридически значимых обстоятельств, оснований для изменения вида административного наказания или уменьшения его размера не установлено.
Срок давности привлечения должностного лица – генерального директора ООО «УК МОЙ ДОМ» - Чухустова С.Л. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не нарушен.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 7 Свердловского судебного района г. Перми от 30.08.2018, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 28.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Управляющая компания МОЙ ДОМ» - Чухустова Сергея Леонидовича оставить без изменения, жалобу Чухустова Сергея Леонидовича - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда подпись