ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-185/2016 от 30.06.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Мировой судья – Григоренко Л.А. дело № 4а-185/2016

Федеральный судья – Даньков А.А.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 июня 2016года городЮжно-Сахалинск

Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев жалобу законного представителя <данные изъяты> - мэра МО <данные изъяты>Р.С.М. на вступившие в силу постановление мирового судьи судебного участка № 15 Сахалинской области Тымовского района от 08 сентября 2015 года и решение судьи Тымовского районного суда от 30 ноября 2015 г. о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением от 09 июля 2015 года заместитель прокурора Тымовского района Сахалинской области Б.Д.В. возбудила производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования <данные изъяты>

Постановлением мирового судьи судебного участка № 15 Сахалинской области Тымовского района от 08 сентября 2015 года администрации муниципального образования <данные изъяты> привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Тымовского районного суда от 30 ноября 2015 года постановление мирового судьи от 08 сентября 2015 года изменено: исключен из постановления вывод о виновности администрации в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в части пополнения муниципального резерва материальных ресурсов материалами и средствами, включенными в резерв постановлением администрации МО <данные изъяты> от 22 июня 2015 года № 84: беспилотный летательный аппарат со средствами видеофиксации, телефон спутниковой связи, два электрогенератора на колесном ходу, дизельное топливо в объеме 3000 литров;

действия администрации муниципального образования <данные изъяты>» переквалифицированы с части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В остальной части постановление оставлено без изменения.

30 мая 2016 года на вышеуказанные вступившие в силу судебные акты мэром администрации муниципального образования «<данные изъяты>Р.С.М. в Сахалинский областной суд подана жалоба, в которой он просит их отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием вины в действиях Администрации и истечением срока давности привлечения к административной ответственности. В обоснование жалобы указывает, что обязанность пополнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом предусмотренного финансирования возложено на МКУ <данные изъяты>. Просит учесть, что названным учреждением приняты действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, а именно: проведен электронный аукцион на поставку товаров первой необходимости, а 27 июля 2015 г. заключен муниципальный контракт с ООО <данные изъяты>. Ссылается на постановление Правительства Сахалинской области от 06 августа 2015 года «О создании, содержании и использовании областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для целей гражданской обороны на территории Сахалинской области», которым утвержден график создания областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для целей гражданской обороны на территории Сахалинской области, рассчитанный на период с 2013 по 2016 годы. Полагает, что органы государственной власти субъекта РФ, действуя при решении указанных вопросов с органами местного самоуправления в рамках одного правового поля, вправе определять заказчиками при формировании резервов организации, не являющиеся органами государственной власти, и самостоятельно устанавливать сроки формирования резервов. Также обращает внимание, на протокол совещания под руководством первого заместителя Губернатора Сахалинской области С.К.М. от 01 декабря 2014 года -рс, согласно которому срок завершения формирования материальных резервов органам местного самоуправления МО «Тымовский городской округ» рекомендован до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, по мнению заявителя, вина в действиях Администрации отсутствует. Кроме того, обращает внимание, что часть областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для целей гражданской обороны хранится на территории МО «Тымовский городской округ», в виду чего в силу Положения о создании, содержании и использовании областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для целей гражданской обороны на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 30 мая 2013 года , в случае возникновения на территории МО «Тымовский городской округ» чрезвычайной ситуации органы местного самоуправления МО «Тымовский городской округ» вправе воспользоваться соответствующими ресурсами областного резерва материальных ресурсов. Ссылаясь на положения частей 1,2 статьи 4.5. Кодекса, считает, что на момент привлечения к административной ответственности срок давности привлечения к административной ответственности истек, поскольку вмененное административное правонарушение обнаружено прокурором 26 февраля 2015 года, однако в установленные сроки мер прокурорского реагирования не принято.

Дело истребовано из судебного участка № 15 Сахалинской области и поступило в Сахалинский областной суд 07 июня 2016 года.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

В соответствии с частью 1 стастьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

Согласно пунктам «а», «д», части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции действующий в период возникших правоотношений) органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства от 10 ноября 1996 года № 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктом 2 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Согласно пункта 3, 4 порядка для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления.Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Как следует из материалов дела, проведенной прокурором проверкой исполнения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и, территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в муниципальном образовании «Тымовский городской округ» не создан в необходимом объеме резерв, установленный Номенклатурой и объемом резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для целей гражданской обороны на территории МО «Тымовский городской округ».

По состоянию на 08 июля 2015 года имеется необходимость пополнения резерва материальных ресурсов следующими материалами и средствами: зубные щетки - 50 штук, зубная паста - 50 штук, полотенца - 100 штук, постельное белье - 50 комплектов, матрасы - 50 штук, подушки - 50 штук, одеяла - 50 штук, надувные матрасы - 8 штук, раскладушки - 50 штук.

Указанные выше наименования включены в Номенклатуру и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для целей гражданской обороны на территории МО «Тымовский городской округ» постановлениями администрации МО «Тымовский городской округ» от 26 августа 2013 года и 16 декабря 2013 года «О внесении изменений в Номенклатуру и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для целей гражданской обороны на территории МО «Тымовский городской округ», утвержденные постановлением администрации МО <данные изъяты> от 15 октября 2012 года . (Том , л.д. 43-46).

Выявленные нарушения явились основанием для вынесения заместителем прокурора Тымовского района 09 июля 2015 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Таким образом, в ходе проверки выявлено, что юридическое лицо не выполняет предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Факт совершения указанного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно:

постановлением прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 09 июля 2015 года в отношении администрации муниципального образования «Тымовский городской округ» (Том № 1, л.д. 1-6),

ответом администрации МО <данные изъяты> от 24 июня 2015 года, согласно которому имеется необходимость пополнения муниципального резерва материальных ресурсов следующими материалами и средствами: зубные щетки - 50 штук, зубная паста - 50 штук, полотенца - 100 штук, постельное белье - 50 комплектов, матрасы - 50 штук, подушки - 50 штук, одеяла - 50 штук, надувные матрасы - 8 штук, раскладушки -50 штук (Том № 1, л.д. 11-12);

ответом администрации МО <данные изъяты> от 07 июля 2015 года, согласно которому имеется необходимость пополнения муниципального резерва материальных ресурсов следующими материалами и средствами: зубные щетки - 50 штук, зубная паста - 50 штук, полотенца - 100 штук, постельное белье - 50 комплектов, матрасы - 50 штук, подушки - 50 штук, одеяла - 50 штук, надувные матрасы - 8 штук, раскладушки -50 штук (Том № 1, л.д. 15-16);

письменным объяснением Р.С.М. от 09 июля 2015 года, признавшего отсутствие необходимого объема муниципального резерва, установленного Номенклатурой и объемом резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для целей гражданской обороны на территории МО «Тымовский городской округ» (Том № 1, л.д. 19-21);

постановлениями администрации МО <данные изъяты> от 26 августа 2013 года и 16 декабря 2013 года «О внесении изменений в Номенклатуру и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для целей гражданской обороны на территории МО «Тымовский городской округ», утвержденные постановлением администрации МО <данные изъяты> от 15 октября 2012 года . (Том № 1, л.д. 43-46);

уставом муниципального образования <данные изъяты> согласно пункту 8 части 1 статьи 32 и пункту 3 статьи 36 которого мэр руководит деятельностью администрации муниципального образования, а администрация муниципального образования организует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, судья Тымовского районного суда пришел к правильному выводу о нарушении Администрацией требований законодательства в области защиты и территории от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и наличии в действиях юридического состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса и обоснованно переквалифицировал действия (бездействия) юридического лица с части 2 статьи 20.7 Кодекса на часть 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также судья Тымовского районного суда, правомерно руководствуясь положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44 -ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сделал верный вывод об объективной невозможности по состоянию на 08 июля 2015 года пополнить муниципальный резерв материальных ресурсов, материалами и средствами, включенными в резерв постановлением администрации МО <данные изъяты> от 22 июня 2015 года , и на законном основании исключил из постановления мирового судьи вывод о виновности администрации в невыполнении пополнения муниципального резерва материальных ресурсов материалами и средствами, включенными в резерв постановлением администрации МО <данные изъяты> от 22 июня 2015 года .

Доводы жалобы об истечении на момент привлечения к административной ответственности, трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, являются несостоятельными, им дана надлежащая правовая оценка в судебных актах, оснований не согласиться с которой не нахожу. Сведений о том, что нарушения были выявлены ранее 24 июня 2015 года материалы дела не содержат, соответствующих доказательств данному доводу не представлено.

Несостоятельны и доводы жалобы о том, что обязанность пополнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом предусмотренного финансирования возложена на МКУ <данные изъяты> являются несостоятельными, поскольку в силу императивных требований закона такая обязанность возложена именно на администрацию муниципального образования <данные изъяты>

Иных значимых доводов, ставящих под сомнение законность вынесенных судебных постановлений, жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка № 15 Сахалинской области Тымовского района от 08 сентября 2015 года (с учетом изменений внесенных решением судьи Тымовского районного суда от 30 ноября 2015 года) и решение судьи Тымовского районного суда от 30 ноября 2015 года о привлечении Администрации Муниципального образования «Тымовский городской округ» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу законного представителя Администрации Муниципального образования <данные изъяты> - мэра МО <данные изъяты>Р.С.М. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

ФИО1 Усольцева