ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-187/2014 от 25.08.2014 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

  Мировой судья – Саломатова Л.А. Дело № 4а-187/2014

 Федеральный судья – Мурынчик Е.В.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 25 августа 2014 года город Южно-Сахалинск

 Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев жалобу защитника компании «<данные изъяты>» Д.А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 по Корсаковскому району от 30 января 2014 года и решение судьи Корсаковского городского суда от 27 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении компании «<данные изъяты>»,

у с т а н о в и л:

 постановлением мирового судьи судебного участка № 5 по Корсаковскому району от 30 января 2014 года компания «<данные изъяты>» привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

 Решением судьи Корсаковского городского суда от 27 мая 2014 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

 15 июля 2014 года защитником компании «<данные изъяты>» Д.А.В. в Сахалинский областной суд на указанные выше судебные постановления подана жалоба, в которой он просит их отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица события и состава административного правонарушения. Указывает, что у компании имеется план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, согласование которого с Росморречфлотом нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, просит учесть, что законный представитель и защитник Компании не были уведомлены о рассмотрении дела 30 января 2014 года.

 Дело истребовано из судебного участка № 5 по Корсаковскому району и поступило в Сахалинский областной суд 25 июля 2014 года.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

 Согласно пункту 28 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.

 Согласно статье 16.1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» № 155-ФЗ от 31 июля 1998 года эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (далее - план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).

 План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - эксплуатирующая организация), при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

 В случае, если план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется.

 Утверждение вносимых изменений в план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется эксплуатирующей организацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

 Требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 В соответствии с пунктом 22 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 28 декабря 2004 года № 621, планы организаций для федерального уровня на морских акваториях согласовываются с КЧС органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, региональным центром, соответствующими региональными подразделениями Минтранса России и федеральными органами исполнительной власти и утверждаются их руководителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности Минтрансом России и МЧС России.

 В силу подпункта б пункта 5, пункта 6 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2012 года № 193, к лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, относится наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов).

 Осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

 Из материалов дела следует, что 20 декабря 2013 года в результате проведения Сахалинским линейным отделом Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта внеплановой документарной проверки компании «<данные изъяты>» был установлен факт осуществления предпринимательской деятельности компанией с нарушением лицензионных требований, а именно: осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морском порту Пригородное с 01 сентября 2013 года по день обнаружения с Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, не согласованным в установленном законом порядке с Федеральным Агентством морского и речного транспорта Минтранса России.

 Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 При таком положении, мировой судья пришел к правильному выводу об осуществлении компанией «<данные изъяты>» предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, квалифицировав ее действия по части 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Довод жалобы о том, что действующим в Российской Федерации законодательством не предусмотрено согласование Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с Росморречфлотом, несостоятелен в силу следующего.

 Пунктами 13 - 22 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004 № 621 установлено, что в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов организации разрабатывают Планы, соответствующие уровню возможной ЧС(Н): локального, местного, территориального, регионального и федерального, а на акваториях - локального (объектового), регионального и федерального, а также Календарные планы для нижестоящих уровней возможных ЧС(Н), вплоть до объектового уровня, которые используются при составлении соответствующих Планов в подсистемах РСЧС и их звеньях, Планов регионов, а также непосредственно в организациях при реагировании на ЧС(Н). Организации, имеющие однотипные опасные производственные объекты, могут по согласованию с МЧС России разрабатывать типовые Планы организаций для этих объектов. При этом особенности функционирования конкретного опасного производственного объекта учитываются в приложении к типовому Плану организации, которое согласовывается и утверждается в порядке, устанавливаемом настоящими Правилами (п. 13). Планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителями и территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (п. 15). Планы и Календарные планы организаций для территориального уровня утверждаются их руководителями и территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (п. 17). Планы организаций для регионального уровня утверждаются их руководителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и региональным центром (п. 18). Планы организаций для федерального уровня согласовываются с региональными центрами, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утверждаются ее руководителем, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России (п. 19), а Планы организаций для федерального уровня на морских акваториях согласовываются с КЧС органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, региональным центром, соответствующими региональными подразделениями Минтранса России   и федеральными органами исполнительной власти и утверждаются их руководителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности Минтрансом России и МЧС России.

 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 395 (в ред. от 22.07.2014г.) министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

 В силу пункта 5.13 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации оно, помимо полномочий, перечисленных в пункте 5 Положения, осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

 Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 371 (ред. от 17.07.2014) вопросы проведения работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта, а также утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, относятся к компетенции Федерального агентства морского и речного транспорта, находящегося в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

 Распоряжением Росморречфлота от 31.07.2009 № АД-150-р (ред. от 13.05.2010) утверждено Положение об Управлении транспортной безопасности, на которое в соответствии с пунктом 6.1.8 возложены полномочия по рассмотрению, согласованию и направлению на утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на морском и внутреннем водном транспорте.

 Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод, что отсутствие согласованного с Росморречфлотом плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, образует нарушение лицензионных условий, в связи с чем к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» привлечено обоснованно.

 Не влекут отмены принятых судебных постановлений и ссылки на отсутствие в действиях вышеуказанного лица субъективной стороны вмененного правонарушения, поскольку направленный Компанией в адрес Росморречфлота для согласования план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов возвращен указанным органом как ненадлежащий, ввиду чего оснований для вывода о том, что юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры для исполнения возложенной законом обязанности, не имеется.

 Довод жалобы о том, что Компания не была уведомлена о рассмотрении дела 30 января 2014 года, также не влечет отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку именно в связи с ненадлежащим извещением Компании о времени и месте рассмотрения дела мировой судья отложил его рассмотрение на 06 февраля 2014 года. В судебном заседании 06 февраля 2014 года при рассмотрении дела по существу присутствовали защитники Компании, им разъяснялись процессуальные права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, право отвода состава суда, были оглашены материалы дела, письменное объяснение защитника компании Д.А.В., было дано устное объяснение защитником компании Л.С.Г., защитники компании присутствовали при оглашении постановления, срока, порядка его обжалования, порядка ознакомления с протоколом судебного заседания. Таким образом, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедура рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей нарушена не была, также как и право на защиту юридического лица.

 Учитывая, что по делу правильно применены нормы материального права, и нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не усматривается.

 На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда

п о с т а н о в и л:

 постановление мирового судьи судебного участка № 5 по Корсаковскому району от 30 января 2014 года, решение судьи Корсаковского городского суда от 27 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении компании «<данные изъяты>» оставить без изменения, а жалобу ее защитника Д.А.В. – без удовлетворения.

 Заместитель председателя

 Сахалинского областного суда Усольцева И.В.