4-188/2013
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Омск 23.05.2013 г.
И.о. председателя Омского областного суда Светенко Е.С., рассмотрев надзорную жалобу К. на постановление заместителя главного государственного инспектора Кировского административного округа г. Омска по пожарному надзору от _____2012 г., решение судьи Кировского районного суда г. Омска от 26.02.2013 г. и решение судьи Омского областного суда от 26.03.2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении К.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Кировского административного округа г. Омска по пожарному надзору от _____2012 г., индивидуальный предприниматель К. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере ______рублей.
Как следует из постановления, _____2012 г. при проведении проверки в здании, помещениях____ «_______», расположенного по адресу: ул. ______, д. _____, было установлено, что индивидуальным предпринимателем К. при техническом обслуживании и планово-предупредительном ремонте автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре нарушены требования пожарной безопасности, а именно: не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации).
К. обжаловал постановление в районный суд.
Решением судьи Кировского районного суда г. Омска от 26.02.2013 г. постановление заместителя главного государственного инспектора Кировского административного округа г. Омска по пожарному надзору от _____2012 г. было оставлено без изменения, а жалоба К. без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи Кировского районного суда г. Омска от 26.02.2013 года, К. обратился в Омский областной суд с жалобой, в которой просил отменить решение судьи районного суда и постановление должностного лица.
Решением судьи Омского областного суда от 26.03.2013 года было отказано в удовлетворении жалобы К.
В надзорной жалобе К. просит постановление и решения отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что доказательствам по делу дана неверная оценка, при рассмотрении дела были неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела об административном правонарушении № 12-1/2013, проверив доводы жалобы, нахожу постановление и решения подлежащими отмене в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» содержится перечень лиц, несущих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, среди которых: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом положений ст. 38 названного Федерального закона, являются: граждане, в том числе индивидуальные предприниматели; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; юридические лица. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п. Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок, ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности на основании договора может быть возложена на арендаторов.
Из материалов дела усматривается, что плановая выездная проверка проводилась в отношении _____ «_____», расположенного по адресу: ул. _____, д. ____, где были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации).
Договором на техническое обслуживание установки пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре от _____2012 года между _____ «______» и ИП К., исполнитель - индивидуальный предприниматель принял на себя работы по техническому обслуживанию установки пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре. Заказчик до начала работ по настоящему договору принял на себя обязанности: назначить приказом лицо, ответственное за эксплуатацию (содержание и работоспособность) установки, уполномочив его принять работы у исполнителя; предоставить исполнителю для ознакомления всю имеющуюся у него техническую, исполнительскую документацию (проект, акт сдачи, паспорта на оборудование и т.п.); обеспечить своевременный доступ исполнителя к обслуживаемой установке; контролировать качество выполняемых исполнителем работ и осуществлять приемку; создавать необходимые условия для хранения инструмента, ЗИП и т.п.
В приложении к договору сторонами определен регламент работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре на 2012 г., график технического обслуживания и ремонта. Имеется журнал регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту автоматической установки пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
В данном случае установлено наличие гражданско-правовых отношений между _____ «______» и ИП К., при этом правомочий владения, пользования либо распоряжения имуществом по указанному выше адресу у индивидуального предпринимателя не имеется.
При таких обстоятельствах К. не является субъектом административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, постановление должностного лица и судебные решения законными не могут быть признаны, и подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении К. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора Кировского административного округа г. Омска по пожарному надзору от _____2012 г., решение судьи Кировского районного суда г. Омска от 26.02.2013 г. и решение судьи Омского областного суда от 26.03.2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении К., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
И.о. председателя
Омского областного суда Е.С. Светенко