ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-188/2016 от 11.05.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 4а-188/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 11 мая 2016 года

И.о. председателя Ленинградского областного суда Подносова И.Л., рассмотрев жалобу защитника Козлова В.Г., действующего в интересах ФИО1, на вступившие в законную силу постановление судьи Сосновоборского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ленинградского областного суда от 27 января 2016 года, вынесенные в отношении ФИО1к., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 13 января 2016 года ФИО1 к. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Решением судьи Ленинградского областного суда от 27 января 2016 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе защитник Козлов В.Г. просит изменить состоявшееся постановление, исключить из него указание на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, состоявшееся решение – отменить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Согласно части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Требование предоставления иностранным гражданином иных документов или других сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается.

В соответствии с Правилами подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 года № 21, уведомление подается иностранным гражданином, достигшим 18-летнего возраста, лично или направляется почтовым отправлением в порядке, установленном настоящими Правилами; прием уведомления подтверждается подписью уполномоченного должностного лица территориального органа Федеральной миграционной службы или сотрудника организации федеральной почтовой связи на бланке уведомления и отрывной части бланка уведомления. Отрывная часть бланка уведомления остается у иностранного гражданина (пункты 3, 8).

Как следует из материалов дела, ФИО1 к., гражданка Республики Азербайджан, 14 марта 2012 года в установленном порядке получила вид на жительство иностранного гражданина сроком действия по 14 марта 2017 года, зарегистрировалась по адресу: <адрес>. При этом 29 марта 2012 года ей под расписку были разъяснены основные требования федерального законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, а также обязанность ежегодной подачи уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в территориальный орган УФМС России по месту жительства. ФИО1 к., в нарушение пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года не подала в ОУФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в г. Сосновый Бор, по адресу: <адрес>, ежегодное уведомление о подтверждении проживания в Российской Федерации.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении и объяснением ФИО1к. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1, 2), копией вида на жительство иностранного гражданина серия 82 (л.д. 3), распиской от 29 марта 2012 года (л.д. 4), отрывной частью бланка уведомления от 11 января 2016 года (л.д. 36), информацией из автоматизированной системы Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства ФМС России (АС ЦБДУИГ), другими доказательствами, которым дана надлежащая оценка с соблюдением правил, предусмотренных статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно объяснениям ФИО1к. в судебном заседании 13 января 2016 года, она не подала ежегодное уведомление по забывчивости (л.д. 16).

При указанных обстоятельствах суд обоснованно пришёл к выводу о доказанности вины ФИО1к. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 года № 5-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана», положение части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающее административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан, имеющих вид на жительство в Российской Федерации и зарегистрированных по месту проживания в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, за неисполнение требования пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» о ежегодном уведомлении территориальных органов Федеральной миграционной службы о подтверждении своего проживания в России, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой это положение не допускает возможность отказа от назначения административного наказания в этой части в случае однократного нарушения иностранным гражданином указанного требования, если суд - учитывая длительность проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства - придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации, влекущее пятилетнее ограничение права на въезд в Российскую Федерацию, является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 года № 5-П, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру административного правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года), вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

По смыслу положений указанной Конвенции, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1к. административное правонарушение совершено впервые, ранее она к административной ответственности не привлекалась (л.д. 1), с апреля 2012 года зарегистрирована и проживает в <адрес> (л.д. 3), регулярно уплачивает налог на доходы физических лиц (л.д. 30), имеет несовершеннолетнего сына А.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., который с ДД.ММ.ГГГГ обучается в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> (л.д. 26-28).

Принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, учитывая отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, данные о личности ФИО1к., свидетельствующие о достаточной степени ее интеграции в российское общество, представляется, что назначение ФИО1к. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не будет справедливым и не будет отвечать целям административного наказания.

Учитывая изложенное, постановление судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 13 января 2016 года и решение судьи Ленинградского областного суда от 27 января 2016 года, вынесенные в отношении ФИО1к., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению в части назначенного наказания с исключением из них указания на назначение ФИО1к. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, а жалоба защитника Козлова В.Г. в указанной части подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и.о. председателя Ленинградского областного суда,

постановил:

жалобу защитника Козлова В.Г., действующего в интересах ФИО1, удовлетворить в части.

Постановление судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 13 января 2016 года и решение судьи Ленинградского областного суда от 27 января 2016 года, вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Исключить указание на назначение ФИО1 дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В остальной части постановление и решение – оставить без изменения, жалобу защитника Козлова В.Г. - без удовлетворения.

И.о. председателя И.Л. Подносова