ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-189/19 от 19.06.2019 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Дело № 4а-189/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Салехард 19 июня 2019 года

Председатель суда Ямало-Ненецкого автономного округа Патлатюк В.А. рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №3 судебного района города окружного значения Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 августа 2018 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в отношении ФИО1,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №3 судебного района города окружного значения Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 августа 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2018 года должностное лицо общества с ограниченной ответственностью «Агат» (далее по тексту ООО «Агат») - менеджер по персоналу ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.

В жалобе, поданной в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, ФИО1 просит отменить состоявшиеся судебные акты, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. При наличии совокупности обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ полагала о возможности замены наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии с положениями ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ.

Проверив материалы дела об административном правонарушении и изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или (юридического) лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 3 ст.18.15 КоАП РФ за нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п.4 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В соответствии с п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Форма и порядок подачи уведомлений о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранцами утверждены Приказом МВД России от 10.01.2018 №11.

Бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускается использование сокращенных слов, а также не допускаются зачеркивания и исправления. В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля (п.п.3, 5 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства), являющийся Приложением №15 к Приказу МВД России от 10.01.2018 №11).

Форма уведомления о заключении трудового договора приведена в Приложении №13 к Приказу МВД России от 10.01.2018 №11.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 03.05.2018 ООО «Агат» направило в адрес УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу уведомление о заключении 27.04.2018 трудового договора с гражданином Республики Кыргызстан ФИО2 не соответствующее форме уведомления, установленной Приложением №13 к Приказу МВД России от 10.01.2018 №11, допустив в таковом сокращения слов (л.д.3-4).

Приказами Общества от 27.04.2018 №14-л/с, №23-п ФИО1 назначена на должность менеджера по персоналу и ответственным лицом за уведомление Управления Федеральной миграционной службы по ЯНАО о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства), осуществляющими трудовую деятельность в Обществе (л.д.8-9).

В соответствии с п.п.13, 16, 17 должностной инструкции менеджера по персоналу ООО «Агат» менеджер обязан составлять и оформлять трудовые договоры, отчетность по управлению персоналом и кадровому делопроизводству, взаимодействовать с организациями и учреждениями по вопросам управления персоналом и кадрового делопроизводства (л.д.10-14).

Совершенное ФИО1 административное правонарушение в соответствии с установленными обстоятельствами верно квалифицировано по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.

Вместе с тем, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

В силу ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Так, уведомление о заключении трудового договора с гражданином Республики Кыргызстан ФИО2 подано ФИО1 в уполномоченный государственный орган в сфере миграции по форме, установленной Приложением №20 к Приказу Федеральной миграционной службы 28.06.2010 №147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации», который утратил силу одновременно со вступлением в силу приказа МВД России от 10.01.2018 №11, а именно с 20 апреля 2018 года.

На дату оформления уведомления новые требования к его форме действовали только 7 дней, а ФИО1 состояла в трудовых отношениях с ООО «Агат» и являлась ответственным лицом за подачу уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами только первый день.

При таких обстоятельствах не вызывает сомнений, что во вмененных действиях у ФИО1 отсутствует пренебрежительное отношение к закону и последствиям своих действий. Об этом же свидетельствует тот факт, что спустя несколько дней после составления протокола об административном правонарушении, узнав о допущенных нарушениях при составлении вышеуказанного уведомления, ООО «Агат» представило в уполномоченный орган в сфере миграции новое уведомление с учетом выявленных недостатков.

В данном случае, объем предоставленных ФИО1 в уполномоченный орган в сфере миграции сведений как в отношении работодателя, так и привлеченного к трудовой деятельности иностранного гражданина полностью соответствует требованиям, установленным приказом МВД России от 10.01.2018 года №11, а отличия в формах уведомлений как ранее действовавшей так и новой носят исключительно формальный характер.

В тоже время, использование при оформлении уведомления сокращений в некоторых общепринятых словах, несмотря на установленный на это запрет, не повлекло искажения существа представляемой информации.

Учитывая изложенное, совершенное ФИО1 деяние хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

Согласно п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №3 судебного района города окружного значения Ноябрьск от 28 августа 2018 года и решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2018 года подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании ст.2.9 КоАП РФ - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Согласно ч.5 ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Поскольку при подаче жалобы о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора была уплачена государственная пошлина, она подлежит возврату на основании ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 судебного района города окружного значения Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 августа 2018 года и решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Возвратить ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей, уплаченную 23 марта 2019 года при подаче жалобы.

Председатель суда

Ямало-Ненецкого автономного округа (подпись) В.А. Патлатюк

Копия верна:

Председатель суда

Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО3