ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-191/16 от 30.05.2016 Смоленского областного суда (Смоленская область)

4«а»-191/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 мая 2016 года г. Смоленск

Заместитель председателя Смоленского областного суда Батршин Р.Ю., рассмотрев жалобу должностного лица – начальника финансово-экономического отделения – главного бухгалтера Филиал № ФГКУ "№ ВКГ" МинОбороны РФ ФИО1 на решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 09 февраля 2016 года и решение судьи Смоленского областного суда от 22 марта 2016 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Смоленской области ФИО2, вынесенного 24 ноября 2015 года, начальник финансово-экономического отделения – главный бухгалтер Филиал № ФГКУ "№ ВКГ" МинОбороны РФ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 09 февраля 2016 года, оставленного без изменения решением судьи Смоленского областного суда от22 марта 2016 года, постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Смоленской области ФИО2 от 24 ноября 2015 года о назначении ФИО1 административного наказания оставлено без изменения, а жалоба должностного лица – начальника финансово-экономического отделения – главного бухгалтера Филиал № ФГКУ "№ ВКГ" МинОбороны РФ ФИО1 – без удовлетворения.

В настоящей жалобе должностное лицо – начальник финансово-экономического отделения – главный бухгалтер Филиал № ФГКУ "№ ВКГ" МинОбороны РФ ФИО1 просит вступившие в законную силу судебные решения, состоявшиеся по делу, отменить, ссылаясь на их незаконность в связи с допущением существенных нарушений при рассмотрении дела, а также на то, что постановление о назначении ему административного наказания за совершение административного правонарушения вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, просит производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объект данного правонарушения связан с бюджетными правоотношениями, с нарушением надлежащего правопорядка в области бюджетной отчетности.

Объективную сторону указанного правонарушения составляет непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.

Субъекты административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ - должностные лица.

Субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности.

Статья ст. 15.15.6 КоАП РФ корреспондирует с положениями главы 25.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Единая методология представления бюджетной отчетности устанавливается Минфином России.

Статьей 162 БК РФ установлены полномочия получателя бюджетных средств, в соответствии с которыми он: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (ст. 6 БК РФ).

В силу статьи 264.1 главы 25.1 БК РФ, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) установлено, что под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

На основании ст. 10 Федерального закона № 402-ФЗ, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

Статьей 13 Федерального закона № 402-ФЗ установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений. Содержание вышеназванных Инструкций корреспондирует вышеназванным нормам федеральных законов.

Из материалов дела усматривается, что в ходе выездной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Филиал № ФГКУ "№ ВКГ" МинОбороны РФ (далее – Филиал № 4 ФГКУ «1586 ВКГ» Министерства обороны РФ) за период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2014 года, проведенной на основании приказа Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Смоленской области от 05 октября 2015 года , выявлен факт предоставления заведомо недостоверной бюджетной отчетности распорядителю бюджетных средств, выразившийся с искажении Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, по ОКУД 0503130 по состоянию на 01.01.2014 на общую сумму <данные изъяты>, в том числе: по коду строки Баланса 490 «Расчеты по принятым обязательствам» (030200000) на сумму <данные изъяты> и по коду строки 260 «Расчеты по выданным авансам» (020600000) на сумму <данные изъяты>

Указанные нарушения совершены при следующих обстоятельствах.

Филиал № ФГКУ "№ ВКГ" МинОбороны РФ с ООО «ПМП "ПРОТОН"» (далее – ООО «ПМП «ПРОТОН») был заключен договор от 13 июня 2013 года на выполнение работ по диагностике и ремонту медицинского оборудования на сумму <данные изъяты>

Пунктом 4.2 Договора предусмотрена оплата в следующем порядке: аванс – в размере <данные изъяты> в течение 10-ти календарных дней с момента подписания Договора, окончательный расчет – в размере <данные изъяты> в течение 15-ти рабочих дней с момента подписания Акта сдачи-приемки работ (услуг).

ООО «ПМП «ПРОТОН» выставил Филиал № ФГКУ "№ ВКГ" МинОбороны РФ счет от 23 июля 2013 года на сумму <данные изъяты> без подтверждения факта выполненных работ. В Журнале расчетов с поставщиками и подрядчиками за июль 2013 года отражена кредиторская задолженность по расчетам с поставщиком ООО «ПМП «ПРОТОН» по счету 302.25 «Расчеты по принятым обязательствам» в сумме <данные изъяты> Заявкой на кассовый расход от 14 августа 2013 года Филиал № ФГКУ "№ ВКГ" МинОбороны РФ перечислил ООО «ПМП «ПРОТОН» аванс <данные изъяты>% в сумме <данные изъяты>, при этом дебиторская задолженность на данную сумму в бухгалтерском учете по счету 20600 «Расчеты по выданным авансам» не отражена. Сумма кредиторской задолженности за август 2013 года уменьшена на сумму оплаченного аванса и составила <данные изъяты>

Работы по договору от 13 июня 2013 года были выполнены поставщиком ООО «ПМП «ПРОТОН» 12 марта 2014 года, о чем свидетельствует акт сдачи-приемки работ (услуг) от 12 марта 2014 года и счет-фактура от 12 марта 2014 года . Заявкой на кассовый расход от 17 марта 2014 года произведен окончательный расчет по договору от 13 июня 2013 года с ООО «ПМП «ПРОТОН» в сумме <данные изъяты>

В годовой бюджетной отчетности за 2013 год – Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета формы по ОКУД 0503130 по состоянию на 01 января 2014 года по коду строки баланса 490 «Расчеты по принятым обязательствам» отражена кредиторская задолженность в общей сумме <данные изъяты> (из них задолженность за ремонт медицинской техники ООО «ПМП «ПРОТОН» в сумме <данные изъяты>), тогда как по строке баланса 490 следовало отразить сумму <данные изъяты> (без учета кредиторской задолженности в сумме <данные изъяты>.) и по коду строки баланса 260 «Расчеты по выданным авансам» не отражен аванс, перечисленный ООО «ПМП «ПРОТОН» в сумме <данные изъяты>

По результатам проверки в связи с выявлением нарушений требований бюджетного законодательства, в отношении должностного лица – начальника финансово-экономического отделения – главного бухгалтера Филиал № ФГКУ "№ ВКГ" МинОбороны РФ ФИО1 17 ноября 2015 года составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.15.6 КоАП РФ, за что 24 ноября 2015 года ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.

07 декабря 2015 года выездной ревизией финансово-хозяйственной деятельности Филиал № ФГКУ "№ ВКГ" МинОбороны РФ составлен акт

Оставляя постановление от 24 ноября 2015 года о признании ФИО1 виновным, судьи обоснованно пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Факт совершения должностным лицом – начальником финансово-экономического отделения – главным бухгалтером Филиал № ФГКУ "№ ВКГ" МинОбороны РФ ФИО1 указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, которые были исследованы судьями полно, всесторонне и объективно в совокупности со всеми обстоятельствами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Проверяя законность вынесенного уполномоченным органом постановления о назначении административного наказания должностному лицу – начальнику финансово-экономического отделения – главному бухгалтеру Филиал № ФГКУ "№ ВКГ" МинОбороны РФ ФИО1, судья районного и областного суда дали надлежащую правовую оценку доказательствам по делу и доводам жалобы, указаны мотивы, по которым судьи пришли к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица от 24 ноября 2015 года.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, допущено не было.

Доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом исследования судьями обеих инстанций, проверены, и обоснованно опровергнуты как несостоятельные. В судебных решениях всем доводам дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не нахожу.

Доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу судебных постановлений, жалоба не содержит. А доводы, которые изложены в жалобе, направлены на переоценку выводов судей и не свидетельствуют о незаконности постановленных судебных решений.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных решений по делу, не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.30.16-30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 09 февраля 2016 года и решение судьи Смоленского областного суда от 22 марта 2016 года оставить без изменения, а жалобу должностного лица – начальника финансово-экономического отделения – главного бухгалтера Филиал № ФГКУ "№ ВКГ" МинОбороны РФ ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Смоленского областного суда Р.Ю. Батршин