ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-193/17 от 09.02.2018 Псковского областного суда (Псковская область)

№4а-7/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 февраля 2018 года город Псков

Заместитель председателя Псковского областного суда Лебедев А.А., рассмотрев жалобу Ленчиаускаса Кестутиса на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Псковской области от 15.02.2017, решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 06.04.2017, решение судьи Псковского областного суда от 19.06.2017, вынесенные в отношении Ленчиаускаса Кестутиса по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Псковской области (далее – Управление) от 15.02.2017, оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 06.04.2017, решением судьи Псковского областного суда от 19.06.2017, Ленчиаускас Кестутис признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, Ленчиаускас Кестутис просит отменить указанные выше акты и прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании статьи 24.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает на то, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения. Полагает, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 11.29 КоАП РФ, так как им выполнены требования Приказа Приказ Минтранса России от 14.10.2015 № 301 «Об утверждении Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств». Ссылается на то, что в нарушение статей 28.2 и 29.7 КоАП РФ перед составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением дела об административном правонарушении ему не были разъяснены его права и обязанности, в нарушение требований КоАП РФ процессуальные документы не были переведены на литовский язык и оформлены без участия понятых, протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении, протокол о задержании транспортного средства и протокол об изъятии вещей и документов составлены в его отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.

Как следует из материалов дела, 15.02.2017 должностным лицом Управления осуществлен транспортный контроль автотранспортного средства ДАФ, государственный регистрационный знак (****), страна регистрации - Литва (полуприцеп, государственный регистрационный знак (****), страна регистрации - Литва), принадлежащего UAB «REFTA» (Литва), водителем которого является Ленчиаускас Кестутис.

На основании документов, представленных в ходе проверки водителем транспортного средства Ленчиаускасом Кестутисом, должностным лицом Управления сделан вывод о том, что международная автомобильная перевозка осуществляется последним с разрешением, несоответствующим виду перевозки.

Должностным лицом Управления 15.02.2017 в отношении Ленчиаускаса Кестутиса составлен протокол № 60207011577 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ.

Постановлением от 15.02.2017 № 60207011577 Ленчиаускас Кестутис привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.29 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.

Полагая, что данное постановление является незаконным, Ленчиаускас Кестутис обратился в суд с заявлением об его отмене.

Отказывая в удовлетворении требования, суды правомерно руководствовались следующим.

Частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление международных автомобильных перевозок с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без разрешений, если такие разрешения обязательны, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее – Закон № 127-ФЗ) международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями, со специальными разрешениями и с многосторонними разрешениями.

Приказом Минтранса России от 19.08.2015 № 248 утверждены критерии и порядок определения вида выполняемой международной автомобильной перевозки груза (далее – Приказ № 248).

Вид выполняемой международной автомобильной перевозки груза (двусторонняя, транзитная или перевозка с территории или на территорию третьего государства) определяется на основании данных, содержащихся в международной товарно-транспортной накладной, исходя из критериев, указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Критериев и порядка (пункт 2 Приказа № 248).

Подпунктом «д» пункта 3 данного приказа установлено, что к двусторонней международной автомобильной перевозке груза относится, в том числе перевозка грузов третьих государств, если такая перевозка в соответствии с особенностями выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств, установленными в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона № 127-ФЗ, выполняется на основании российского разрешения, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки груза, или без такового в случаях, когда международным договором Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, заключенным с соответствующим иностранным государством, предусмотрено осуществление двусторонних перевозок без разрешений.

Из статьи 1 Закона № 127-ФЗ следует, что груз третьего государства - груз, владельцем и (или) грузоотправителем либо грузополучателем которого является юридическое лицо, зарегистрированное в государстве, отличном от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства.

Особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт 5 статьи 2 Закона № 127-ФЗ).

Приказом Минтранса России от 14.10.2015 № 301 утверждены Особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств (далее – Приказ № 301).

В соответствии с пунктом 2 данного приказа выполнение международных автомобильных перевозок грузов третьих государств транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, осуществляется на основании российского разрешения, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки, специального разового разрешения на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннего разрешения с учетом особенностей, указанных в пунктах 3 - 13 настоящих Особенностей.

Согласно пункту 3 Приказа № 301 подтверждение отнесения грузов, перевозимых транспортным средством, принадлежащему иностранному перевозчику (далее - транспортное средство), к грузам третьих государств, осуществляется на основании следующих документов, предоставленных иностранным перевозчиком: международная товарно-транспортная накладная; сертификат происхождения товара; поручение грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза, счет-фактура (инвойс); ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, документ, подтверждающий безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (в случаях если обязательность наличия одного или более из таких документов при осуществлении соответствующей перевозки установлена международным договором Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации).

В силу подпунктов «г» и «ж» пункта 10 Приказа № 301 для подтверждения права выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств в соответствии с российским разовым разрешением, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки груза, иностранный перевозчик предоставляет любой из следующих документов (комплектов документов):

- накладная, соответствующая положениям подпункта «а» (или «б») пункта 4 настоящих Особенностей, и поручение, соответствующее положениям пунктов 5 и 6 настоящих Особенностей;

- накладная, соответствующая положениям подпункта «а» (или «б») пункта 4 настоящих Особенностей, и международная товарно-транспортная накладная, оформленная для выполнения предшествовавшей перевозки, соответствующая положениям подпункта 9.1 настоящих Особенностей.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Приказа № 301 международная товарно-транспортная накладная, оформленная для выполнения перевозки грузов третьих государств, должна подтверждать при въезде транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации - факт погрузки транспортного средства в государстве его регистрации. Подтверждением данного факта является указание в накладной наименования государства погрузки транспортного средства и государства составления накладной, соответствующего наименованиям государства регистрации данного транспортного средства и государства, в котором зарегистрирован иностранный перевозчик. При этом в накладной в качестве государства разгрузки транспортного средства и государства, в котором грузополучатель зарегистрирован в качестве юридического лица или является его гражданином или является лицом без гражданства, имеющим на его территории место жительства, указана Российская Федерация. Указанное в накладной наименование государства, в котором владелец груза и (или) грузоотправитель зарегистрированы в качестве юридических лиц или являются его гражданами или являются лицами без гражданства, имеющими на его территории место жительства, относится к третьему государству, отличному от наименований государства погрузки транспортного средства, государства регистрации данного транспортного средства и государства перевозчика.

Согласно пунктам 5 и 6 Приказа № 301 поручение грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза должно быть оформлено письменно, заверено печатью и подписью с указанием фамилии подписавшего, а также содержать следующую информацию: маршрут перевозки груза; наименование и вес груза; информация о грузоотправителе (наименование, адрес, телефон, контактные лица); полный адрес места погрузки транспортного средства. Информация, содержащаяся в поручении, должна совпадать с соответствующей информацией, содержащейся в накладной.

Подпунктом 9.1 Приказа № 301 установлено, что информация о месте погрузки транспортного средства и наименовании груза в накладной должна совпадать с информацией о месте разгрузки транспортного средства и наименовании груза, содержащейся в международной товарно-транспортной накладной, оформленной для выполнения международной автомобильной перевозки грузов, предшествовавшей международной автомобильной перевозке грузов третьих государств.

В соответствии с пунктом 11 Приказа № 301 при непредставлении иностранным перевозчиком документа (комплекта документов), соответствующего требованиям пункта 10 настоящих Особенностей, либо представлении документов, не соответствующих требованиям пунктов 5 - 9, подпункта 9.1 настоящих Особенностей, международная автомобильная перевозка грузов третьих государств выполняется в соответствии со специальным разовым разрешением на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многосторонним разрешением, действительным для осуществления перевозки по территории Российской Федерации.

В рассматриваемом случае, специальное разовое разрешение на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многосторонние разрешение, действительное для осуществления перевозки по территории Российской Федерации, дающие право для выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств у Ленчиаускаса Кестутиса отсутствовали.

Как установлено административным органом и судами, подтверждается материалами дела, Ленчиаускас Кестутис выполнял международную автомобильную перевозку грузов третьих государств в соответствии с Российским разовым разрешением, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки груза между Россией и Литвой.

В представленном российском разовом разрешении № 0417211 в поле «Особые отметки» отсутствует отметка «Разрешается также перевозка грузов третьих государств».

В ходе проверки для подтверждения права выполнения данной перевозки в порядке подпунктов «г» и «ж» пункта 10 Приказа № 301, Ленчиаускас Кестутис представил CMR 0057673, поручение грузоотправителя на перевозку грузов от 13.02.2017, российское разовое разрешение № 0417211.

При этом в представленном поручении грузоотправителя на перевозку грузов от 13.02.2017 в нарушение пункта 5 Приказа № 301 не указаны фамилия лица, оформившего и подписавшего поручение.

Вопреки доводам жалобы указание фамилии лица, подписавшего поручение грузоотправителя на перевозку грузов, в графе грузоотправитель данного поручения не подтверждает выполнение требований пункта 5 Приказа № 301, поскольку не свидетельствует о том, что указанное поручение подписало именно лицо, чья фамилия указана в поручении в графе грузоотправитель.

Также Ленчиаускасом Кестутисом не представлена надлежащая международная товарно-транспортная накладная, оформленная для выполнения предшествовавшей перевозки, соответствующая положениям подпункта 9.1 Приказа № 301.

CMR 0298116 таковой не является, так как наименование и страна нахождения указанного в ней в графе 1 отправителя не совпадает с наименованием и страной нахождения отправителя, приведенного в графе 1 CMR 0057673. Данное обстоятельство не позволяет идентифицировать указанный в названных CMR груз как относящийся к одному и тому же лицу-отправителю, и как следствие делает невозможным квалифицировать CMR 0298116 как предшествующую для CMR 0057673.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, водителем Ленчиаускасом Кестутисом при выполнении международной автомобильной перевозки грузов третьих государств в соответствии с российским разовым разрешением не был представлен документ (комплект документов), соответствующий требованиям подпунктов «г» и «ж» пункта 10 Приказа № 301. При этом представленные CMR 0057673 и, поручение грузоотправителя на перевозку грузов от 13.02.2017, не соответствуют требованиям пунктов 5 - 9, подпункта 9.1 Приказа № 301.

При таких обстоятельствах, должностное лицо Управления и согласившиеся с ним судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях Ленчиаускаса Кестутиса состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Доводы заявителя жалобы о неправильной квалификации правонарушения подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права.

Приведенные в жалобе доводы о нарушении процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении получили надлежащую правовую оценку судов, правомерно отклонены по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и их выводы не опровергают.

Действия Ленчиаускаса Кестутиса квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения Ленчиаускаса Кестутиса к административной ответственности соблюден.

Административное наказание назначено Ленчиаускасу Кестутису в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Псковского областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

постановление государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Псковской области от 15.02.2017, решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 06.04.2017, решение судьи Псковского областного суда от 19.06.2017, вынесенные в отношении Ленчиаускаса Кестутиса по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ленчиаускаса Кестутиса – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Псковского областного суда А.А. Лебедев