ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-194/2016 от 15.07.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Федеральный судья – А.Г.Шедловская дело № 4а-194/2016

Федеральный судья – Е.П.Юсова

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15июля2016года городЮжно-Сахалинск

Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев жалобу Т.А.Е. на вступившие в силу постановление главного государственного инспектора Тымовского района по пожарному надзору от 30 сентября 2015 года, решение судьи Тымовского районного суда от 11 декабря 2015 и решение судьи Сахалинского областного суда от 04 марта 2016 года по делу о привлечении его к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением главного государственного инспектора Тымовского района по пожарному району от 30 сентября 2015 года исполняющий обязанности директора муниципального казенного учреждения <данные изъяты> (далее – МКУ) Т.А.Е. привлечен к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Решением судьи Тымовского районного суда от 11 декабря 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.

Решением судьи Сахалинского областного суда от 04 марта 2016 года решение судьи оставлено без изменения.

01 июня 2016 года в Сахалинский областной суд на вышеуказанные вступившие в силу судебные акты поступила жалоба Т.А.Е., в которой он просит их отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указывает, что постановление по делу вынесено в отношении не того должностного лица, в отношении которого велось производство по делу, поскольку дело об административном правонарушении было возбуждено прокурором в отношении него, как заместителя директора МКУ, а привлечен он был к ответственности как исполняющий обязанности директора указанного учреждения. Полагает, что проверка было проведена с нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку обращение прокурора Тымовского района в контрольный орган о проведении проверки не соответствует предписаниям Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 марта 2009 года № 93 О реализации Федерального Закона № 294-ФЗ, в требовании прокурора указывалось о проведении проверки зданий и помещений, отведенных под избирательные участки, а были проверены помещения для голосования и помещения, отведенные для размещения избирательных комиссий. Считает, что при возбуждении дела об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения, поскольку права ему разъяснялись помощником прокурора, не уполномоченным на возбуждение дела об административном правонарушении.

Дело истребовано из Тымовского районного суда и поступило в Сахалинский областной суд 15 июня 2016 года.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №123-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, согласно распоряжению начальника территориального отдела надзорной деятельности Тымовского района от 10 августа 2015 года № 58 в МКУ <данные изъяты> проведена внеплановая, выездная проверка с целью исполнения требования исполняющего обязанности прокурора Тымовского района о проведении внеплановых проверок зданий и помещений, отведенных под избирательные участки по адресам: <адрес>

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые явились основанием <данные изъяты>Производственно-техническое управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты>Т.А.Е. к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Здание администрации муниципального образования «Тымовский городской округ»:

- в нарушение пункта 21 Правил противопожарного режима на сгораемых конструкциях кровли строительной системы чердачного помещения не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки);

- в нарушение пункта 3 и 4 статьи 37 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 5.6.4 Свода правил 4.131.30.2013 двери электрощитовой в подвальном помещении не имеют предела огнестойкости.

Здание администрации Воскресеновского сельского округа муниципального образования <данные изъяты>

- в нарушение пункта 22 Правил противопожарного режима в кабинете образовавшиеся в потолочном перекрытии отверстия в местах прохождения электрокабелей не заделаны негорючим материалом.

Здание администрации Красно-Тымовского сельского округа муниципального образования <данные изъяты>

- в нарушение пункта 21 Правил противопожарного режима на сгораемых конструкциях кровли строительной системы чердачного помещения не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки);

- в нарушение пункта 24 Правил противопожарного режима не проведены эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы с составлением протокола испытаний.

Нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Здание администрации муниципального образования <данные изъяты>

- в нарушение пункта 42в Правил противопожарного режима в помещения подвала эксплуатируются светильники со снятыми колпаками, рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника.

Здание администрации Адо-Тымовского сельского округа муниципального образования «Тымовский городской округ» и здание администрации Воскресеновского сельского округа муниципального образования <данные изъяты>

- в нарушение пунктов 3 и 4 статьи 4, статьи 35 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 4.2.7 Свода правил 3.131.30.2009 первичные средства пожаротушения (огнетушители), установленные в помещениях администрации, не закреплены от возможного падения при случайном воздействии.

Нарушения, предусмотренные частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Здание администрации муниципального образования <данные изъяты>

- в нарушение пунктов 3 и 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009 имеющиеся в здании планы эвакуации не соответствуют требованиям (не фотолюминесцентный);

- в нарушение пунктов 3 и 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ, пунктов 5.3 и 6 таблицы 1, пункта 7 таблицы 2 Свода правил 3.131.30.2009 здание администрации заблокировано не полностью автоматической системой оповещения людей о пожаре второго типа.

Здание администрации Воскресеновского сельского округа муниципального образования «Тымовский городской округ»:

- в нарушение пунктов 3 и 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009 имеющиеся в здании планы эвакуации не соответствуют требованиям (не фотолюминесцентный).

Наличие нарушений требования Правил пожарной безопасности Т.А.Е. не оспаривал.

Проверяя законность вынесенного должностным лицом постановления об административном правонарушении от 30 сентября 2015 года судьей Тымовского районного суда сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения Т.А.Е. к административной ответственности за выявленные в здании администрации муниципального образования <данные изъяты> нарушения, поскольку данных о нахождении в здании администрации избирательного участка в материалах дела не имеется. При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа не имело законных оснований для проведения проверки в указанном здании в соответствии с требованием прокурора.

Между тем, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судьями обеих инстанций сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Т.А.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно приказу директора МКУ «Производственно-техническое управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> от 10 апреля 2013 года № 36 ответственным за обеспечение пожарной безопасности зданий администрации и гаража муниципального образования <данные изъяты> сохранения материальных ценностей и проведения полной эвакуации людей на случай пожара, для соблюдения норм и правил пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» назначен Т.А.Е.

То обстоятельство, что производство по делу об административном правонарушении было возбуждено прокурором в отношении Т.А.Е. как заместителя директора МКУ, а в постановлении должностного лица административного органа он указан как исполняющий обязанности директора названного учреждения, не свидетельствует о том, что в отношении него не возбуждалось и не велось производство по делу об административном правонарушении, поскольку Т.А.Е. привлечен к ответственности как должностное лицо, ответственное за обеспечения требований Правил пожарной безопасности в учреждении, независимо от занимаемой им на постоянной или временной основе должности.

Довод в жалобе о нарушении при проведении проверки требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является несостоятельным, поскольку в силу прямого указания в пункте 3 части 3 статьи 1 названного закона положения его не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

Как следует из материалов дела, проверка избирательных участков была проведена территориальным органом пожарного надзора по требованию прокурора Тымовского района в связи с указанием прокурора Сахалинской области «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах».

Вопреки доводам жалобы проверка соблюдения требований пожарного законодательства проведена в зданиях и помещениях, где расположены избирательные участки Тымовского района.

Довод жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных прокурором при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, также не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных решений. Из материалов дела следует и Т.А.Е. не оспаривается, что при вынесении постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении ему были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. То обстоятельство, что названные права разъяснены ему помощником прокурора, не означает нарушения предусмотренной названным Кодексом процедуры возбуждения дела об административном правонарушении.

При таком положении, учитывая, что по делу правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда

постановила:

постановление главного государственного инспектора Тымовского района по пожарному надзору от 30 сентября 2015 года, решение судьи Тымовского районного суда от 11 декабря 2015 и решение судьи Сахалинского областного суда от 04 марта 2016 года по делу о привлечении Т.А.Е. к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных оставить без изменения, жалобу Т.А.Е. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

ФИО1 Усольцева