ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1982/18 от 18.10.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Уфа 18 октября 2018 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 20 сентября 2018 года) протест заместителя прокурора Республики Башкортостан Логинова В.М. на вступившее в законную силу решение судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия Машинно-технологическая станция «Центральная» Республики Башкортостан,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 года государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие Машинно-технологическая станция «Центральная» Республики Башкортостан (далее – ГУСП МТС «Центральная» РБ) привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.

Решением судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года вышеуказанное постановление мирового судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении ГУСП МТС «Центральная» РБ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Заместителем прокурора Республики Башкортостан Логиновым В.М. на решение судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года принесен протест в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, в котором предлагается судебный акт отменить в связи с незаконностью и необоснованностью, возвратить дело на новое рассмотрение.

Копия протеста в соответствии с ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ направлена директору ГУСП МТС «Центральная» РБ, возражений на протест не поступило.

Проверив материалы дела, исследовав доводы заместителя прокурора Республики Башкортостан Логинова В.М., прихожу к следующему.

В силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 12 названного Федерального закона неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 этой статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 года Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, меры, направленные на достижение этих целей, могут включать, среди прочего, предупреждение возникновения коллизии интересов путем установления ограничений, в надлежащих случаях и на разумный срок, в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

В соответствии со ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, из анализа вышеприведенных правовых норм, а также их системной взаимосвязи следует, что ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

Обязанности в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

Согласно п. п. 3, 4 постановления Правительства РФ от 21 января 2015 года № 29 (в редакции от 21 января 2015 года, действующей на момент совершения административного правонарушения) «Об утверждении Правил сообщение работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы). Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.

Названные требования антикоррупционного законодательства, исходя из положений п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня. Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Закона, подлежат разработке и утверждению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в двухмесячный срок (п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925).

Из материалов дела следует, что дата заместителем Бирского межрайонного прокурора в отношении ГУСП МТС «Центральная» РБ составлено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, согласно которому юридическое лицо не сообщило в установленный законом срок о привлечении с дата к трудовой деятельности М., ранее замещавшей должность государственной гражданской службы главного ревизора отдела ревизионной работы Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан и уволенной с государственной гражданской службы дата, представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы указанного работника (л.д. 2 – 7).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГУСП МТС «Центральная» РБ постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 года к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.Прекращая производство по делу по жалобе директора С. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 года, судья Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан в решении от 18 апреля 2018 года пришел к выводу об отсутствии в бездействии юридического лица состава административного правонарушения, указывая, что должность главного ревизора в Перечне должностей в министерствах и государственных комитетах Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан № УП-615 от 20 декабря 2006 года, в Перечне должностей в федеральных министерствах Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1574 от 31 декабря 2005 года, не указана, а с занимаемой должности «главный специалист-эксперт» М. уволена дата.

Между тем указанные выводы судьи фактическим обстоятельствам дела не соответствуют.

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ необходимо принимать во внимание, что под указанными в ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечни), поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 ноября 2017 года № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» Указом Президента Республики Башкортостан от 24 августа 2009 года № УП-500 утвержден перечень должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан, при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Башкортостан обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Разделом II Указа Президента Республики Башкортостан от 24 августа 2009 года № УП-500 в перечень включены другие должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан, замещение которых связано с коррупционными рисками. При этом руководителям государственных органов Республики Башкортостан поручено до 1 сентября 2009 года утвердить в соответствии с разделом II перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан в соответствующих государственных органах Республики Башкортостан, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Башкортостан обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 01 сентября 2009 года № 178-к (в редакции приказа от 30 июля 2015 года № 121-к) утвержден перечень должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан, при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Башкортостан обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

К указанным должностям относилась должность главного ревизора отдела ревизионной работы Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан.

14 ноября 2016 года в приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 01 сентября 2009 года № 178-к внесены изменения, согласно которым должность главный ревизор отдела ревизионной работы Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан в перечне стала именоваться как главный специалист-эксперт отдела ревизионной работы Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан.

Согласно трудовой книжке М. замещала должность главного ревизора отдела ревизионной работы Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан с дата до дата. датаМ. принята на работу в ГУСП МТС «Центральная» РБ на должность экономиста первой категории (л.д. 45 – 61).

Таким образом, как в период прохождения М. государственной службы в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан, так и на дату заключения с ней трудового договора ГУСП МТС «Центральная» РБ, замещаемая ею ранее должность была включена в Перечень должностей государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Следовательно, ГУСП МТС «Центральная» РБ в силу положений ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указа Президента РФ от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» при заключении трудового договора с М. обязано было сообщить в установленном законом порядке в 10 - дневный срок сведения о ее трудоустройстве бывшему работодателю – Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу об обоснованности доводов протеста заместителя прокурора Республики Башкортостан Логинова В.М. Правовых оснований для отмены постановления мирового судьи и прекращения производства по делу у судьи межрайонного суда не имелось.

Между тем при рассмотрении в порядке ст. 30.12 КоАП РФ протеста следует учесть следующее.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

Исходя из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как общее правило, недопустим.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 3.1 постановления от 17 июля 2002 года № 13-П (подтвержденной в постановлении от 11 мая 2005 года № 5-П), приведенные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.

КоАП РФ также не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Учитывая вышеприведенные правовые нормы, доводы протеста не могут служить основанием к пересмотру в соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ, в том числе, к отмене обжалуемого судебного решения или его изменению с исключением выводов об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, вступившего в законную силу решения судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении ГУСП МТС «Центральная» РБ, поскольку это ухудшит положение лица, в отношении которого производство по делу прекращено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л А:

решение судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия Машинно-технологическая станция «Центральная» Республики Башкортостан оставить без изменения, протест заместителя прокурора Республики Башкортостан Логинова В.М. – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.

Заместитель Председателя

Верховного Суда

Республики Башкортостан З. У. Латыпова

Справка:

мировой судья Салимзянов С.М.

федеральный судья Коровина О.А.

№ 44а-1982/18