ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-198/2016 от 08.04.2016 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

№ 4А-198/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 апреля 2016 года г. Сыктывкар

Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу администрации сельского поселения «Выльгорт» на вступившие в законную силу постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20.10.2015 и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 23.12.2015

по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, в отношении администрации сельского поселения «Выльгорт»

установил:

Постановлением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20.02.2015 администрация сельского поселения «Выльгорт» признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 23.12.2015 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба администрации сельского поселения «Выльгорт» без удовлетворения.

В жалобе представитель администрации сельского поселения «Выльгорт» просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы приводит анализ и дает свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.

Проверив материалы истребованного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Норма статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении администрации послужило обращение гражданки, направленное прокуратурой Сыктывдинского района Республики Коми, на отсутствие надлежащей организации сбора твердых бытовых отходов и отсутствия контейнерной площадки вблизи жилого дома по адресу: ....

В ходе административного расследования было установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, пунктов 1.2., 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», а именно: не решается вопрос по установке контейнерной площадки на установленном санитарными правилами расстоянии – не более 100 метров от жилого дома, на территории по адресу: .... Ближайшая контейнерная площадка находится на расстоянии 310 метров по адресу: ...; не организована рациональная система санитарной очистки и уборки территорий домовладений, которая должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов вблизи жилого дома по адресу: ..., отсутствует контейнерная площадка, расположенная на установленном расстоянии.

Признавая администрацию сельского поселения «Выльгорт» виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ, суды исходили из того, что пунктом 2.14 статьи 47 Устава администрации на нее возложены такие полномочия как организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора.

Однако указанные выводы судов нельзя признать законными, учитывая следующее.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, а также санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные частью 1 статьи 14 указанного закона, кроме участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

При этом из части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ следует, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (часть 2 статьи 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Из системного толкования приведенных выше положений Закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (подпункт «д» пункта 11 Правил).

Доказательств того, что администрация сельского поселения «Выльгорт» осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами материалы дела не содержат, а осуществление таких видов деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относится к уставной деятельности администрации.

Кроме того, материалы дела содержат сведения о наличии управляющей организации дома ....

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Полагаю, что признавая администрацию виновной в совершении правонарушения суды не учли вышеуказанные положения действующего законодательства, а также не проверили правомерность привлечения администрации сельского поселения «Выльгорт» как субъекта данного правонарушения.

Также при рассмотрении протокола об административном правонарушении мировым судьей были нарушены нормы процессуального права.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу положений части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

То есть, судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, права на защиту.

Данные положения корреспондируют положениям Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статья 45), на судебную защиту (статья 46), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статья 123).

Из материалов дела следует, что судебное заседание по рассмотрению протокола об административном правонарушении назначалось судом на 09 часов 00 минут 30.10.2015, о чем были извещены стороны. Однако постановление о привлечении администрации к административной ответственности было вынесено судьей 29.10.2015. Таким образом, при рассмотрении данного дела было нарушено право администрации СП «Выльгорт» на защиту.

Принимая во внимание нормы статьи 4.5 и 30.17 КоАП РФ, постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20.10.2015, решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 23.12.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ в отношении администрации сельского поселения «Выльгорт» подлежат отмене, а материалы дела направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,

постановил:

Постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20.10.2015 и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 23.12.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ в отношении администрации сельского поселения «Выльгорт» отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Сыктывдинский районный суд Республики Коми.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Заместитель председателя А.В. Юдин